Лингвистический эксперимент как метод обучения
На уроках русского языка в современной школе большое внимание уделяется организации дифференцированного обучения, которое позволяет индивидуализировать содержание и методы обучения в соответствии с потребностями учеников. Педагогу во время урока приходится решать задачу организации обучения на достаточно высоком уровне сложности для одаренных детей и одновременно адаптировать содержание материала для учеников, которые испытывают трудности в освоении программы. Это обусловливает поиски новых форм организации деятельности учеников, позволяющих учесть индивидуальные образовательные запросы каждого.
Лингвистический эксперимент представляет собой методический прием, способствующий организации работы с теми детьми, которые нуждаются в более высоком уровне обучения.
Под лингвистическим экспериментом понимается проверка того, как языковое явление функционирует в тех или иных условиях, контекстах, а также выявление того, как изменится его поведение с изменением языкового окружения.
Впервые о лингвистическом эксперименте как об эффективном методе анализа языка и обучения языку заговорили советские лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский. Эвристическая ценность эксперимента заключается в том, что он позволяет моделировать индуктивный путь получения знаний. Ученик сначала знакомится с конкретными языковыми фактами, наблюдает за их поведением и изменениями, а затем формулирует теоретические выводы относительно закономерностей, лежащих в основе наблюдаемых фактов.
Преимущества лингвистического эксперимента как эвристического метода обучения заключаются в следующем:
- Развитие мышления учеников, в частности, таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение.
- Формирование наблюдательности, языкового чутья и чувства нормы, стиля.
- Стимулирование познавательной активности, самостоятельности.
- Привитие культуры научного поиска, осмысления и анализа фактов.
Методика лингвистического эксперимента на уроках русского языка
Лингвистический эксперимент отличается от естественнонаучного по своему содержанию и особенностям проведения. Если в ходе естественнонаучного эксперимента мы наблюдаем за конкретным физическим явлением или поведением объекта в лабораторных условиях с целью проверки гипотезы, то в языкознании мы сталкиваемся с фактами языка, которые отличаются от физических объектов и явлений. Вместо лабораторных условий мы применяем специально созданные контексты – речевое окружение, которое позволяет увидеть, как будет вести себя та или иная единица языка.
Лингвистический эксперимент проводится по следующему плану:
- Определение целей и задач эксперимента, его предполагаемых результатов.
- Формулировка гипотезы – предположения о поведении языковой единицы в моделируемых условиях.
- Отбор материала, который станет объектом проверки в ходе эксперимента.
- Проведение эксперимента, то есть моделирование контекстов, заданных условиями поиска.
- Анализ полученных результатов и их интерпретация.
Применяя лингвистический эксперимент на уроках, педагог сам должен хорошо владеть приемами его организации и обучить этому учеников.
Примеры использования лингвистического эксперимента на уроках
Лингвистический эксперимент может быть использован при изучении любой темы: орфографической или пунктуационной, грамматической, синтаксической.
Например, при изучении одушевленных и неодушевленных имен педагог может предложить детям составить словосочетания с заданными глаголами и существительными и определить, в чем они сходны, а чем различаются: обойдусь без друга – вижу друга, обойдусь без стула – вижу стул, обойдусь без снеговика – вижу снеговика. Ученики заметят, что в ряде случаев падежные окончания совпадают. Это справедливо в отношении таких слов, как «друг, «снеговик». При склонении слова «стул» окончания не совпадают. Следовательно, эти слова различаются грамматически. Подобрав еще несколько контекстов, можно прийти к выводу, что окончания будут совпадать у имен одушевленных и не совпадать у неодушевленных.
При изучении лексики лингвистический эксперимент применяется для выявления особенностей лексической сочетаемости. Например, ученикам предлагается составить словосочетания с прилагательным «коричневый» и существительными «цвет», «пальто», «карандаш», «глаза». Ученики, выполнив эту работу, отмечают, что с последним существительным лучше использовать прилагательное «карий». Так, в ходе эксперимента происходит уяснение закономерностей лексической сочетаемости слов.
Таким образом, использование лингвистического эксперимента помогает увидеть на основе эмпирического материала особенности функционирования языковых единиц, понять связи, существующие между системой языка и ее реализацией в речевой практике, а также проверить теоретические сведения, значимые для обучения.