Метод программированного обучения в преподавании русского языка
Педагоги, работающие в условиях новой школы, должны обладать профессиональными компетенциями в сфере выбора и использования различных методов и форм обучения в соответствии с целями обучения и индивидуальными особенностям учащихся. Сочетая различные педагогические технологии и подходы, педагог может добиться повышения качества обучения и развития интеллектуально-познавательной сферы ребенка. Одной из востребованных технологий обучения выступает программированное обучение русскому языку.
Программированное обучение представляет собой дидактическую технологию реализации учебной деятельности, при которой обучение строится на основе заранее определенных алгоритмов, предусматривающих ограниченный набор действий учащихся при решении учебных задач.
Программированное обучение часто выступает синонимом компьютерного обучения, однако их отождествление не совсем верно с методической точки зрения. Компьютерное обучение базируется на технологиях программированного обучения, которое может осуществляться и без использования компьютерной техники, например, с помощью обучающего модуля учебной программы, который представляет собой набор технологических заданий, приемов их выполнения, методов контроля и форм работы над ошибками.
Программированное обучение обладает следующими параметрами:
- Информативность и объективность реализации учебного процесса.
- Внимание к операциональной стороне деятельности педагога и учащихся.
- Высокая степень прогнозируемости результатов обучения.
- Наличие четких методов выполнения учебных действий, контроля и оценки результатов обучения.
- Возможность повторного прохождения отдельных блоков (модулей, частей) учебного курса для восполнения пробелов в знаниях и отработки навыков в случае возникновения ошибок.
- Наличие обратной связи между педагогом и учениками, позволяющей своевременно корректировать процесс обучения.
Технология программированного обучения базируется на алгоритмизации учебного процесса, который выступает как последовательность учебных задач (действий), предназначенных для выполнения. Разбиение учебного процесса на ряд простых и понятных учебных действий, и правил их выполнения задается алгоритмом, в котором каждому шагу соответствуют два варианта результатов: правильное выполнение учебного действия и усвоение темы (предметного содержания) / ошибочное или неверное выполнение учебного действия и, как следствие, незнание учебного содержания. В первом случае ученик может приступать к следующему шагу учебного алгоритма, во втором случае ученик нуждается в повторном прохождении учебного действия на восполнения пробелов в знаниях.
Методика организации программированного обучения на уроке русского языка
При организации программированного обучения русскому языку педагог опирается на следующую структурную модель учебного процесса:
- Информационный кадр – небольшая порция учебной информации, подлежащей усвоению.
- Операционный кадр – совокупность учебных действий, необходимых для решения учебной задачи, и алгоритм их применения.
- Кадр обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между педагогом и учащимися.
- Контрольный кадр, ориентированный на проверку результатов обученности.
Для реализации программированного обучения на уроке необходимо использовать технологические карты (алгоритмы), в которых записаны все учебные действия с последовательной разбивкой на «кадры». Например, при изучении темы «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями и отглагольными прилагательными» алгоритм для программированного обучения выглядит следующим образом:
- Шаг первый – актуализация знаний. Учебная задача – повторить особенности разграничения причастий и отглагольных прилагательных.
- Шаг второй – раздельное написание «не» с краткими причастиями, усвоение отличий их написания от кратких прилагательных. Учебная задача – усвоить алгоритм правописания «не» с краткими причастиями в сопоставлении с краткими прилагательными.
- Шаг третий – раздельное написание «не» с полными причастиями, имеющими зависимые слова. Задача – усвоить условия раздельного написания «не» с причастиями, имеющими зависимые слова.
- Шаг четвертый – раздельное написание «не» с полными причастиями при противопоставлении или усилении отрицания. Учебная задача – усвоить условия выбора раздельного написания для причастий при наличии противопоставления с союзом «а» или слов, усиливающих отрицание.
- Шаг пятый – слитное написание «не» с полными одиночными причастиями / отглагольными прилагательными. Задача – усвоить правило слитного написания «не» с полными одиночными причастиями / отглагольными прилагательными.
Каждый шаг предполагает наличие четырех структурных элементов:
- Информации, касающейся пункта правила.
- Заданий, направленных на отработку навыков практического применения правила в правописании.
- Обратной связи, дающей учителю информации о ходе усвоения содержания (например, листа обратной связи или листа самоконтроля).
- Контроля, позволяющего оценить результативность учебного шага.
В случае недостаточного усвоения шага учащийся возвращается к его выполнению и не переходит к следующему шагу, пока не освоит предыдущий. В конце выполнения всех шагов алгоритма ученик осваивает правило и приобретает необходимый навык.
Программированное обучение с успехом может применяться при изучении орфографии и пунктуации, использоваться для обучения языковым разборам, однако не является универсальной технологий для развития коммуникативных умений и навыков, поэтому его необходимо сочетать с другими методами и подходами в обучении русскому языку.