Метод интервью в преподавании РКИ
В преподавании РКИ с успехом применяются интерактивные методы обучения, позволяющие ученикам активно включаться в процесс речевой деятельности на занятии. Коммуникативный подход к преподаванию предполагает развитие диалоговых форм взаимодействия между участниками образовательного процесса, поэтому востребованной формой работы над освоением русского языка инофонами является метод интервью.
Интервью в лингводидактике – это коммуникативный метод обучения языку, основанный на моделировании ситуации беседы на определенную тему в условиях учебной ситуации.
Дидактическая ценность этого метода заключается в следующем:
- Возможность применить на практике изученные грамматические конструкции, выражения.
- Отработка в условиях разнообразных контекстов грамматических форм (предложно-падежное управление, использование предлогов, согласование имен и атрибутивов).
- Активизация словарного запаса, актуализация лексики, необходимой для поддержания беседы на данную тему.
- Снятие коммуникативных барьеров в общении, создание ситуации успеха для более эффективного и свободного общения в повседневной жизни.
Учебное интервью является достаточно сложным видом деятельности, который требует от учеников хорошего уровня языковой подготовки по теме, развитых навыков самостоятельной работы, поэтому интервью целесообразно применять как один из видов работы в ходе повторительно-обобщающих занятий по теме.
Организация учебного интервью на занятиях РКИ
Методика применения интервью заключается в следующем:
- На основе изученного раздела преподаватель готовит анкету (опросный лист), в который входят вопросы, активизирующие использование определенных синтаксических конструкций, лексических единиц. На более продвинутом этапе изучения языка опросники можно заменить списком тем для беседы, а сами вопросы ученики должны сформулировать самостоятельно.
- Ученики делятся на пары (группы), каждая группа работает со своим опросным листом. Задача учеников – смоделировать ситуацию интервью, в которой ученики попеременно играют роли интервьюера и интервьюируемого субъекта.
- После активной фазы выполнения задания педагог организует учебную рефлексию, еще раз обращает внимание учеников на слова, выражения и конструкции, которые были использованы в ответах и изучены в теме.
- В конце занятия ученики формулируют выводы: каких успехов они смогли добиться, с какими трудностями столкнулись, где могут быть использованы полученные на занятии навыки и проч.
Интервью является как самостоятельной формой организации учебного занятия, так и фрагментом, который используется на уроке для активизации говорения. Перед началом работы с данным методом инофонов необходимо познакомить с жанровыми особенностями интервью, охарактеризовать его языковую структуру, продемонстрировать речевые ситуации, в которых оно используется. Ученикам может быть знаком жанр телевизионного интервью, однако в реальности этот жанр шире и включает, например, кадровое интервью при трудоустройстве, учебное интервью (собеседование), официальное интервью в органах государственной власти, письменное анкетирование в учреждениях социальной защиты, центрах занятости, медицинских организациях и проч.
Рассмотрим фрагмент учебного занятия, который включает применение метода интервью на этапе обобщения знаний по теме «Моя семья». Участникам предлагаются следующие задания:
- Прочитай текст анкеты. О чем она? С каким из изученных разделов она связана?
- Какие слова и выражения в вопросах анкеты вам знакомы (незнакомы)? Что означают подчеркнутые слова и выражения?
- На какие группы делятся вопросы анкеты? (Например, моя роль в семье, состав семьи, рассказ о семье, семейные традиции, взаимоотношения в семье).
- В каких коммуникативных ситуациях вы можете столкнуться с этими вопросами? Например: знакомство, трудоустройство, оформление ребенка в детский сад / школу.
- Разыграйте учебный диалог-интервью с использованием этих вопросов, продумайте ответы, а также грамматические конструкции и слова, которые вы будете в них использовать.
- Оцените ответы друг друга по следующим критериям: полнота, грамматическая правильность, развернутость.
- Послушайте образцы интервью по этой теме в записи. Что отвечают на вопросы респонденты? Какие выражения они используют? Включите новые выражения в свои ответы.
- Прослушайте ответы респондентов в записи. На какие из предложенных вам вопросов могли быть даны эти ответы?
- Ознакомьтесь со списком тем: состав семьи; родители; братья и сестры; дети; брак; семенные традиции; отношения в семье. Составьте по два-три вопроса для каждой темы и разыграйте учебный диалог-интервью.
Подобные задания стимулируют учеников использовать языковой материал для реального общения, помогают адаптироваться в новой речевой среде, снимают психологический страх перед разговором на чужом языке и способствуют тренировке речевых навыков.