Метафоры в педагогическом дискурсе и их семантика
В современной психолингвистике отмечается интерес к изучению процессов, лежащих в основе восприятия и порождения смысла высказывания. Исследуя когнитивные механизмы языковых явлений, исследователи пришли к выводу о существовании универсальных структур, которые участвуют в процессе организации смысла высказывания. К их числу можно отнести и метафору, которая перестала восприниматься только лишь как часть стилистики текста.
Метафора предстает как один из психолингвистических механизмов порождения смысла, основанный на ассоциативном механизме связи понятий и представлений в процессе языковой деятельности.
Исследование метафор, функционирующих в разных дискурсивных практиках, способно пролить свет на особенности процессов восприятия и порождения смыслов в разных типах коммуникации. В настоящее время исследователи изучают процессы метафоризации в профессиональной коммуникации, а также их влияние на процессы общения и понимания смысла высказывания.
Педагогическая коммуникация как часть профессиональной коммуникации включает смысловые единицы двух уровней:
- Информемы, представленные в основном терминами педагогики и предметной области, которую они преподают.
- Прагмемы, которые можно отнести к классу экспрессивных и оценочных средств профессиональной речи.
Метафоры, функционирующие в педагогическом дискурсе, относятся, как правило, к прагмемам, поскольку выполняют не столько денотативную, сколько коннотативную функцию. Наиболее востребованы типы метафорического переноса, которые осуществляются по ассоциативной модели «человек – человек», «человек – предмет», «человек – животное». Эти типы формирования переносного значения традиционны и функционируют в педагогическом дискурсе как средство речевого воздействия на адресата – учащегося. Основные механизмы образования педагогической метафоры касаются сферы военных отношений, спорта, межличностных отношений, игры, сказочного мира и проч.
Рассмотрим основные функциональные типы метафор, которые используются в педагогическом дискурсе:
- Модель «человек – человек» представлена следующими типами метафор: клоун; барин; принц; артист; профессор и проч. Большинство метафор имеют иронический характер: Ведешь себя, как клоун! Артист оригинального жанра! Посмотри-ка, какой профессор отыскался! Не барин, напишешь. Принц пожаловал (иронично по отношению к ученику, нарушающему дисциплину).
- Модель «человек – предмет» представлена метафорическими номинациями: солнышко; звезда; фрукт; штучка; жемчужина, винтик; шестеренка и проч. Например, в профессиональной публицистике: Педагог не может быть винтиком управленческого аппарата, это творческая и свободная личность.
- Модель «человек – животное». Например: индюк; хамелеон; сокол; мартышка и проч.
Типы метафорического переноса в педагогическом дискурсе
Характер метафорического представления межличностных отношений в педагогическом дискурсе характеризуется следующими особенностями:
- Использование медицинской метафоры: педагогическая адаптация; рецептурная педагогика; диагностика проблем; симптоматика ошибок и проч.
- Использование метафор из сферы природы: плоды воспитательных усилий; педагогический организм; проблемы развития и роста педагогической культуры.
- Использование пространственных метафор: территория комфорта; зона ответственности педагога; площадка для педагогических инноваций.
- Милитарная метафора: борьба с безграмотностью; общая победа ученика и учителя; вечное сражение с педагогической бюрократией; мозговой штурм и проч.
- Использование метафор из прецедентных текстов (сказки, мифы): сизифов труд учителя; невероятные превращения в процессе урока и проч.
Метафоризация в педагогическом процессе предстает не просто как механический процесс присвоения одним номинациям свойств иных номинаций. Эти процессы имеют глубинную когнитивную природу, так как позволяют педагогам осмыслить в условиях меняющейся реальности, влияющей на сущность и направление развития педагогического процесса. Также процессы метафоризации отражают активные процессы в терминообразовании, когда устаревшая номинативная база нуждается в обновлении, а новые понятия еще не обрели статус официальных терминов.
Метафоризации педагогического дискурса может быть описана с лексикографической точки зрения с использованием толковых словарей, педагогического словаря терминов, а также возможностей Национального корпуса русского языка и узуальной практики. Частота употребления определенных метафор позволяет говорить о регулярном воспроизведении метафорических моделей в педагогическом дискурсе. Это, в свою очередь, свидетельствует об активных процессах в сфере метафоризации, закреплении части метафор как профессиональных номинаций.