Религиозный дискурс и место в нем проповеди
Активные процессы развития религиозного дискурса в современном мире актуализируют проблемы, связанные с его изучением и описанием с помощью методов языкознания. В частности, исследователей интересует сам феномен религиозного дискурса, его отличительные особенности, а также его жанровая система, характерные лингвистические особенности религиозных текстов.
Религиозный дискурс представляет собой совокупность коммуникативных ситуациях и созданных в них речевых произведений, охватывающих сферу реализации религиозной практики.
Как тип дискурсивной практики религиозный дискурс характеризуется следующими особенностями:
- Реализация «медиативной» функции связи человека со сверхъестественными силами, Богом, святыми и проч.
- Ритуализованный характер, связанный с осуществлением религиозных обрядов и предписаний.
- Ориентация на прецедентные тексты, признающие авторитетными (божественными) для данной религии.
- Вера в слово как механизм трансформации духовной составляющей жизни человека.
Метафора в тексте религиозной проповеди: виды и функции
Жанровая система религиозного дискурса многообразна и включает разные типы текстов, среди которых особое место занимает проповеднический жанр.
Жанр проповеди представляет собой монолог священнослужителя перед прихожанами (верующими), содержанием которого является размышление над каким-либо фрагментом Священного Писания в назидательных целях.
Коммуникативная цель проповеди заключается в воздействии на адресата для активного формирования его религиозного мировоззрения, влияния на его поведение, религиозного и духовного просвещения и воспитания. Назидательность проповеди заключается в том, что она предлагает особый образец поведения, представленный как мнение духовного авторитета, которому должны следовать верующие.
Особую роль в жанре проповеди играют метафоры, которые используются в двух аспектах:
- Как средства художественной образности, придающие речи большую выразительность и убедительность.
- Как универсальные механизмы познания действительности через формирование ментальных ассоциативных связей между предметами и явлениями внеязыковой действительности.
В последней функции метафора выступает в качестве средства формирования религиозного сознания путем развития умения видеть в событиях земной жизни вечный, непреходящий смысл.
Рассмотри метафоры, используемые в текстах религиозных проповедей, их строение, а также функции.
В текстах современных религиозных проповедей священнослужители обращаются к метафорическому код, который понятен и доступен прихожанам. Среди образов, лежащих в основе метафорического уподобления, выделяются вегетативные (растительные), милитарные, бытовые и проч.:
- Метафора «молитва – дерево»: «молитву Иисусову» «можно уподобить некоему древу с глубокими корнями», которое, прорастая в сердце, «оживотоворяет душу Божьей Благодатью» (прот. А. Владимиров).
- Метафора «душа человека – цветок»: «… В призывании имени Господа состоит все существо духовной жизни от этого цветка должно исходить обязательно благоухание – любви, смирения, кротости, незлобия и чистоты» (А. Владимиров).
- Метафора «душа – дверь»: «… Как только он открывает для Господа хотя бы самую маленькую щелочку в своей душе, Господь старается проникнуть в сердце человека» (прот. А. Уминский).
- Метафора «жизнь вне Бога – слепота»: «… мы отступаем перед ними, мы перестаем видеть Бога. В молитве, в духовной жизни какая-то странная слепота охватывает человека» (прот. А Уминский).
Основные образы, подвергающиеся метафорическому уподоблению в тексте проповеди, - образы, связанные с духовной жизнью верующего (душа, молитва). Это особенно важно для проповеди, так как она является частью религиозного учительного дискурса и направлена на духовное воспитание и изменение адресата. Метафоры, используемые в текстах проповеди, восходят к образам, которые используются в Священном Писании. Например, метафора «душа – дверь» возникает из ряда евангельских текстов, в которых внутренний мир человека, его душа уподобляется дому, а вход в нее – двери, через которую должна войти вера: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20). Метафора «жизнь вне Бога – слепота» восходит к евангельскому эпизоду исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42).
Данные метафоры выполняют в тексте религиозной проповеди следующие функции: 1. Демонстрируют с помощью образного уподобления результаты либо цели духовной жизни, что делает их более понятными, доступными для верующих. 2. Служат пониманию религиозных текстов, формируют их актуальное значение для духовной жизни верующего. 3. Помогают сформировать нравственные идеалы, образцы для подражания, на которые должен ориентироваться верующий в процессе духовного самосовершенствования.
Таким образом, метафора в тексте религиозной проповеди, ее виды и функции выступают как необходимая составляющая духовно-учительного дискурса, формирующая необходимые религиозные представления и нормы поведения.