Метафора детства и ее активизация в современном политическом дискурсе
В соответствии с методом метафорического анализа концептов исследуются варианты их вербальной репрезентации через соотнесение с другими концептуальными образами, иными словами, изучаются метафорические репрезентации концептов при их переносе на другие образы. В то же время наблюдаются случаи, когда символические единицы одного концептуального поля репрезентируют содержание других смысловых единиц, то есть реализуют свою метафорическую функцию. Применительно к когнитивной лингвистике здесь идет изучение концептуальной области, ставшей не целью, а источников метафорического переноса.
Возможности концепта «детства» как семантического поля для реализации метафорической функции в текстах политической сферы изучены недостаточно. Между тем анализ употребления лексем, входящих в сфере концепта, показывает, что он продуктивен для политической коммуникации. Наблюдения за текстами политического дискурса позволяет говорить о ядерном «составе» концепта «Детство», который представлен следующими лексемами: ребенок, дети, маленький, по-детски, ребяческий, ребячливый. Данные лексемы используются не в прямом, денотативном значении, а употребляются в текстах политического дискурса метафорически, то есть реализуют свои вторичные (переносные) значения. Так, лексема «детство» приобретает значение начального периода существования, развития какой-либо области. Слово «ребенок» становится синонимом для обозначения доверчивого, наивного человека. «Ребячество» означает несерьезное, легкомысленное поведение, противопоставленное «взрослому», солидному поведению. «Ребячиться» - «вести себя несерьезно, не по-взрослому, заниматься пустыми делами».
С точки зрения когнитивной модели метафора «Детство» может быть реализована через схему «Х — ребенок», где Х служит обозначение взрослого человека. Таким образом, в данной модели утверждается, что субъект ведет себя наивно или несерьезно, что присуще ребенку, а не взрослому: Ну, какой вы политик? Вы ребенок. Послушайте, это слова ребенка. Честное слово, детский сад какой-то. Другие семантические реализации этой метафоры состоят в следующем:
- Подчеркивается неразвитость, нахождение на начальной ступени развития.
- Отмечается легкомыслие, безответственность поведения.
- Указывается на неопытность, отсутствие необходимых знаний, умений.
Способы и формы реализации метафоры детства в политическом дискурсе
В политическом дискурсе метафора «Детство» реализует все аспекты значения и используется в следующих случаях:
- Для характеристики общества или государства: Это вечный народ-ребенок. Мы сейчас в политическом отношении находимся на уровне развития пятилетнего ребенка, поэтому нам надо развивать все демократические институты.
- По отношению к власти в целом: Тут складывается впечатление, что все мы играем в государство, но иногда мы забываем об этом и ведем себя как взрослые мальчики.
- Для характеристики оппозиционно настроенных граждан: Все эта программа, представленная ими сейчас, - это детский лепет. По-детски наивно и безответственно.
- С целью негативной характеристики той части общества, которая проявляет равнодушие к политике: Мы сейчас взываем к тем, что отгородился от всего, тем, кто, так сказать, вне политики. Это, знаете ли, очень наивная позиция, решение «взрослых детей», и вы ведете себя по-детски, когда пытаетесь делать вид, что вас это не касается.
Интересной формой реализации метафоры «Детства» является ее разновидность «власть — народ» / «родитель — ребенок»: Государство вновь объявляет себя разумными родителями, а нас — неразумными детьми, которые не ведают, что творят.
Данная метафора используется чаще в ироническом аспекте, чтобы подчеркнуть «несамостоятельность» политического поведения большинства.
Следует отметить также, что в большинстве случаев метафора, актуализирующая семантику детства, используется не выражения негативного отношения к предмету речи. Ней доминируют семы, связанные с представлениями о глупости, инфантильности, подчиненности и проч.
Впрочем, иногда данная метафора употребляется и в положительном аспекте с целью подчеркнуть позитивные моменты: Мы сейчас как талантливый подросток, поэтому институты гражданского общества должны и дальше развиваться, чтобы дать этому подростку достойно возмужать. Мы всегда, в отличие от свои коллег, по-детски наивны и доверчивы, и я думаю, что в этом, скорее, наша сила, чем слабость, потому что изначально мы не стремимся к обману.
Таким образом, метафора детства и ее активизация в современном политическом дискурсе связана с попыткой осмысления новой политической реальности через систему привычных образов и представлений, имеющих в общественном сознании устойчивые, стереотипные значения.