Понятие логико-семантического анализа и его аспекты при работе с художественным текстом А. П. Чехова
Логико-семантических анализ языковых единиц, фигурирующих в заглавии рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий», представляет собой один из способов постижения авторского замысла через рассмотрение соотношения между разными сторонами языкового знака.
Традиционно поэтика рассказа «Толстый и тонкий» исследует с помощью различных методов лингвистического и литературоведческого анализа, которые помогают постичь авторский замысел и социально-психологические проблемы, поднятые А. П. Чеховым в произведении.
Роль прилагательных «толстый» и «тонкий» неоднократно подчеркивалась в структуре сюжета и создании образов персонажей, а их контрастное сочетание формирует основной композиционный прием рассказа – контраст. С помощью приема контраста А. П. Чехов обнажает пороки «маленького человека», превратившегося в «функцию от чина», добровольно принимающего на себя униженную и подобострастную роль человека, преклоняющегося перед чином.
Логико-семантический анализ опирается на представление о трехкомпонентной структуре языкового знака, в котором выделяют три уровня:
- Уровень знака как означающего, функционирующего в качестве языкового семиотического объекта.
- Уровень значения как означаемого, имеющего денотативно-коннотативную соотнесенность.
- Уровень смысла, рождаемого в поле семиотических связей, образуемых знаком, окруженном другими знаками в контексте.
Логико-семантический анализ единицы языка представляет собой рассмотрение и характеристику логических связей, возникающих в результате семантического взаимодействия знака, его значения и смысла.
Логико-семантический анализ прилагательных «толстый» и «тонкий» в одноименном произведении А. П. Чехова
Выделив в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» различные случаи употребления прилагательных «толстый» и «тонкий», можно установить основные функции, которые им присущи в тексте:
- Описательная функция, в соответствии с которой прилагательные выступают как средства создания общего представления о персонажах, остающихся на протяжении повествования безымянными.
- Характеризующая функция, в соответствии с которой «толстый» выступает как определение, характеризующее человека сытого, довольного жизнью, ничем не обремененного. Слово «тонкий» – номинация человека, обремененного физической и метафорической «ношей», которую символизируют его многочисленные узлы, картонки, жена и сын.
- Номинативная функция, которая проявляется в диалогах как средство обозначения безымянных персонажей.
Дополнительные значения, которые приобретают лексемы «толстый» и «тонкий», определяются контекстом, в том числе и характеристиками, которые дают друг другу персонажи:
- «Толстый» получает в монологе «тонкого» такие характеристики «друг детства», «в гимназии вместе учились», «душонок и щеголь», позднее «тонкий» называет «толстого» «ваше превосходительства», «вышли в такие вельможи-с».
- «Тонкий» получает в речи «толстого» такие номинации, как «милый мой», «друг».
- В характеристике «толстого» звучит номинация «до тайного дослужился», а в речи «тонкого» упоминается чин «коллежский асессор», который он получил два года назад.
- Авторская характеристика «тонкого» содержит номинацию «китаец» («захихикал, как китаец»).
Логико-семантический анализ прилагательных «толстый» и «тонкий», основанный на трехкомпонентной модели организации языкового знака, позволяет установить, что семантика данных лексем в рассказе А. П. Чехова динамична, то есть изменяется на протяжении действия, выступая средством раскрытия образа персонажей.
Так, в начале рассказа персонажи предстают как случайно встретившиеся старые друзья, обрадовавшиеся неожиданной встрече, но в кульминационном моменте поведение «тонкого» резко меняется: возникает подобострастие, чинопочитание, угодливость.
Трехкомпонентная модель прилагательных «толстый» и «тонкий» в тексте А. П. Чехова выглядит следующим образом:
- «Толстый» – номинация с первичным значением «полный», которая реализуется в тексте в начале действия. По мере развития сюжета номинативное значение обретает дополнительные смысловые оттенки: «толстый» – «сытый», «довольный жизнью», «душонок и щеголь», «тайный советник», «человек, добрую натуру которого не изменил высокий чин».
- «Тонкий» – «худой» (худосочный), «бедный», «незначительный человек», «коллежский асессор», «лицемер и почитатель чинов».
Таким образом, лексемы «толстый» и «тонкий» в рассказе выступают не просто как номинации с описательной или характеризующей функцией, но и как маркеры авторской оценки и социально-психологические типы, открытые художественным чутьем А. П. Чехова.