Литота и гипербола в устной речи
Гипербола и литота традиционно рассматриваются в ряду художественно-изобразительных средств языка, выполняющих стилистическую функцию.
Гипербола представляет собой приём, основанный на преувеличении каких-либо свойств или качеств какого-либо объекта или лица.
Яркий пример гиперболы – выражения типа «Сто лет тебя не видел» или «Умираю от голода», где преувеличение подчёркивает эмоционально-экспрессивный характер высказывания.
Литота – приём, обратный гиперболе, основанный на преуменьшении каких-то свойств и качеств.
Примеры литоты: Я только малюсенький глоточек сделал. Тут денег мало как кот наплакал.
Причины использования данных приёмов в спонтанной разговорной речи заключаются в стремлении говорящего привлечь внимание собеседника к сообщаемой ему информации, а также выразить свою оценку речевой ситуации.
Для разговорной речи характерны особые средства, передающие семантику гиперболизации высказывания или преуменьшения его содержания. Средствами гиперболизации выступают:
- Слова со значением избытка, часто употребляемые в переносном значении: навалом, пруд пруди, море, вагон, куча, гора и проч. Тут гора посуды! У меня дел вагон. Пруд пруди деликатесов! Море шансов уехать в отпуск.
- Лексемы с семантикой продолжительного времени: сто лет, целую вечность, до морковкина заговенья. Сто лет тут не был! Это не переделать до морковкина заговенья. Целую вечность не был дома.
- Слова и обороты со значением неоднократности: сто раз тебе говорил / тебя просил, вечно, всё время. Сто раз тебя просил не опаздывать. Вечно ты разбрасываешь свои вещи. Всё время ты бездельничаешь.
- Употребление форм множественного числа в функции единственного: Сидит и чаи гоняет. Некогда мне шататься по салонам и маникюрам.
- Использование определительных местоимений в сочетании с лексическими средствами: Весь отдел заболел гриппом. Каждый день одно и то же.
- Употребление частиц: Тут прямо-таки целая шайка замешалась. Он загорел сильно: прямо негритёнок какой-то!
- Фразеологизмы: Я встал ни свет ни заря. Кручусь как белка в колесе.
- Сравнительные обороты: Что ржешь, как лошадь? Муж храпит, как трактор. Орешь, как умалишенный.
Значение преуменьшения выражается:
- Лексическими средствами: словами с семантикой малого количества, недостаточности или отсутствия чего-либо. Здесь дел – на полминуты. Он сыру отрезал с мизинчик.
- Фразеологическими оборотами: кот наплакал, с гулькин нос.
- Уменьшительными суффиксами: Всего граммульку налил. Ошибочка вышла. Не доглядел чуток.
- Сравнительными оборотами: Отрезал, как украл. Еле плетёмся, как мухи.
Использование литоты и гиперболы в письменной речи
Функционирование гиперболы и литоты в письменной речи отличается от разговорной большей степенью интенциональности. Если в разговорной речи преувеличение или преуменьшение является спонтанным проявлением речевой экспрессии и для их выражения используется стандартный набор языковых средств, то в письменной речи, в частности в художественных текстах, данные приёмы используются специально для создания художественного образа. Языковые средства гиперболизации тщательно отбираются автором для характеристики персонажа, выражения авторской позиции или привлечения внимания читателя к какой-либо проблеме.
Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» поэт передаёт жесткость боя, большие потери с обеих сторон при помощи гиперболы: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Протест и бунтарский настрой лирического героя В.В. Маяковского передаёт выразительная гипербола: «Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда до Аляски!» («Облако в штанах»).
Художественная гипербола, в отличие от разговорной, носит образный характер и создаёт у читателя определённую картину действительности. Использование гиперболы в портретной характеристике (например, гиперболизация образа Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» или гиперболическое изображение скупости Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души») подчёркивает важные аспекты в понимании образа персонажа.
Сходную функцию выполняет и литота. Разнообразие её употребления в различных текстах позволяет сделать вывод о широте художественных задач, решаемых с её использованием. Например, образ «мужичка с ноготок» из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», основанный на литоте, призван показать тяжесть крестьянского детства, вызвать сочувствие читателя к угнетенному и бесправному ребенку. Средством характеристики персонажа, его низкой и угодливой сущности, становится литота в речи Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка!».
Использование литоты и гиперболы в разговорной и письменной речи помогает передать эмоциональную оценку ситуации и служит средством выражения авторской позиции.