Лингвопоэтика заглавия и ее функции в художественном тексте
Лингвопоэтика заглавия художественного произведения – это область на стыке лингвистики и поэтики, которая изучает языковые особенности и художественные приемы, используемые в заглавиях произведений.
Заглавие играет важную роль в анализе текста, так как оно создает первое впечатление о произведении и влияет на его восприятие и интерпретацию.
Функции заглавия:
- Информационная функция: заглавие передает основную смысловую информацию о произведении, его теме или ключевой идее.
- Эмоциональная функция: заглавие вызывает эмоциональное отношение к произведению и создает определенное настроение у читателя.
- Эстетическая функция: заглавие может иметь эстетическую ценность и быть средством художественной выразительности. Оно может быть красочным, неожиданным или метафоричным.
- Указательная функция: заглавие может указывать на жанр, стиль или особенности произведения.
Изучая лингвопоэтику заглавия, исследователь может раскрыть различные аспекты произведения, такие как его содержание, авторские намерения, структуру, стиль и т. д. Использование разных лингвистических и художественных приемов в заглавии может также дополнительно подчеркнуть тематику и идею произведения, создавая дополнительные слои смысла и интерпретации.
Лингвопоэтика заглавия романа А. Иванова «Тобол»
Роман А. Иванова «Тобол» имеет название, которое отсылает читателя к топониму – названию реки, на которой был основан город Тобольск, бывший в XVIII веке центральным для Сибири. Очевидна связь этого приема номинации с тем, который был использован другим творцом «сибирского текста» В. Я. Шишковым, который называет свой роман «Угрюм-река». Топонимическое заглавие в романе «Тобол» выполняет несколько функций:
- Первая функция топонимического заглавия заключается в создании «сибирского текста». Автор через осмысление традиционной темы «центр – периферия», «Европа – Азия» строит свой авторский миф о Сибири. Тобольск как место встречи азиатов – джунгаров и европейцев – шведов становится символом этой смешанной культурной среды. Заглавие «Тобол» направляет внимание читателя на важность сибирской темы в романе и помогает создать соответствующую атмосферу.
- Вторая функция топонимического заглавия связана с созданием в сюжете архетипа «испытания местом». Герои романа так или иначе проходят инициацию сибирским топосом. Топонимическое заглавие «Тобол» направляет внимание читателя на не только на конкретное место, но и на роль этого места в жизни героев. Сибирь становится своеобразным символом для всех испытаний, которые герой должен пройти, чтобы найти свое место в этом мире.
- Третья функция топонимического заглавия связана с моделированием авторского мифа о России. В романе «Тобол» появляется образ изографа Ремизова и тема картографии, землеописания, которые связанны с поиском сакрального центра и освоением пространства.
Таким образом, топонимическое заглавие в романе «Тобол» выполняет несколько функций. Оно помогает создать сибирский текст, внести в роман архетип «испытания местом» и моделировать авторский миф о России. Эти функции помогают глубже понять и оценить произведение А. Иванова и направляют внимание читателей на определенные концептуальные и символические уровни текста.
Структура заглавия в романе играет важную роль в определении его смысла и тематики. Рассмотрим структуру заглавия в романе Иванова «Тобол» и его связь с библейским текстом, концепциями автора, а также философским характером произведения.
Роман «Тобол» имеет два подзаголовка: «Много званых» (для первого тома) и «Мало избранных» (для второго тома). С одной стороны, эти подзаголовки являются отсылкой к библейскому тексту, придавая заглавию сакральный смысл. Они могут быть интерпретированы как мотив инициации и испытания героев. Это связано с темой обращения к прошлому и историческим событиям в романе, которые влияют на ход событий в настоящем.
С другой стороны, подзаголовки объединяют две основные писательские концепции автора. Первая концепция связана с резкой критикой современности, что подтверждается прошлыми романами автора («Блудо и МУДО», например). В этих произведениях автор представляет критическое отношение к современному обществу и отражает социальные проблемы своего времени. Вторая концепция связана с историософией и мифотворчеством, что подкрепляется романами «Сердце Пармы» и «Золото бунта». В этих произведениях автор рассматривает истоки современной русской цивилизации и создает мифологический мир, основанный на исторических событиях.
Тем не менее, роман «Тобол» отличается от предыдущих псевдоисторических романов А. Иванова. В то время как предыдущие произведения автора сконцентрированы на создании волшебных и фантастических миров, роман «Тобол» является историко-философским. Он представляет собой роман, в котором через отсылки к прошлому возрождается многогранный и вместе с тем цельный образ сегодняшнего дня. Автор через исторические события XVIII века анализирует современный мир, его проблемы.
Таким образом, структура заглавия в романе «Тобол» А. Иванова имеет не только сакральный смысл, но и связывает различные писательские концепции автора. Роман является философским произведением, в котором А. Иванов исследует современный мир через призму прошлого. Он создает многогранный образ сегодняшнего дня и показывает его глубинный смысл, используя отсылки к историческим событиям.