Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингводидактический потенциал онлайн-переписки в практике преподавания РКИ

Лингводидактический потенциал онлайн-переписки в практике преподавания РКИ

Специфика онлайн-переписки как инструмента совершенствования речевых навыков при обучении РКИ заключается в том, что переписка используется для организации общения между инофонами и носителями языка на актуальные темы. Такое общение максимально приближено к ситуации непосредственной межличностной коммуникации и способствует более глубокому погружению в процессы усвоения разговорных форм и конструкций.

Определение 1

Онлайн-переписка понимается как дистантный тип письменного общения на неформальные темы с использованием современных средств коммуникации: электронной почты, социальных сетей, мессенджеров.

Особенности подобного формата обучения предполагают повышение активности обучающегося при снижении доли участия преподавателя в процессе коммуникации. Именно обучающийся выбирает собственную стратегию общения и использует переписку в целях самообучения и саморазвития. При этом роль преподавателя в этом процессе состоит в следующих аспектах:

  1. Организация групп по переписке и мотивация обучающихся к общению.
  2. Консультации, касающиеся процессов письменной творческой деятельности.
  3. Определение общей стратегии общения и логики коммуникации.

В процессе онлайн-переписки происходит овладение рядом речевых умений и навыков, важнейшими из которых являются:

  1. Навыки восприятия естественной письменной речи с учетом имеющихся коммуникативно-речевых умений.
  2. Усвоение нового языкового и речевого материала.
  3. Совершенствование навыков письменной коммуникации с учетом выбранной темы общения.

Помимо собственно языковой составляющей, которая касается усвоения новых слов, оборотов, грамматических конструкций и способов их употребления, инофоны в процессе онлайн-переписки знакомятся с этикетными формулами общения, усваивают этические и коммуникативные нормы общения в мессенджерах.

Важной составляющей общения в процессе переписки является сочетание диалогической и монологической коммуникации, что способствует развитию навыков письменного высказывания и ответа на вопросы собеседника с учетом условий коммуникативной ситуации.

«Лингводидактический потенциал онлайн-переписки в практике преподавания РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методика организации и использования интернет-переписки в процессе обучения РКИ

Методические аспекты внедрения инструмента интернет-общения в преподавания РКИ связаны с реализацией ряда этапов:

  1. Создание мотивации к участию в новом виде коммуникативно-учебной деятельности.
  2. Подготовительная работа, связанная с изучением переписки как речевого жанра и его особенностей, включающая изучение типичных жанров (поздравление, совет, предложение, вопрос, предложение и проч.).
  3. Организация коммуникативных групп.
  4. Диагностика уровня обученности инофонов для определения круга тем, на которые может осуществляться общение.
  5. Реализация коммуникативной практики, изучение и анализ ее результатов.
  6. Консультативная помощь обучающимся в устранении недочетов, развитии речевых навыков.
  7. Подведение итогов использования методики, анализ качественных показателей речевого развития инофонов.

В процессе использования интернет-переписки большое значение имеет работа над ошибками, анализ собственных сообщений. Обучающийся должен постоянно фиксировать ошибки и речевые недочеты, исправлять их с целью совершенствования речи. Работа преподавателя здесь состоит в том, чтобы дать оценку переписке, результатам текстопорождения, а также языку и стилю сообщений. С одной стороны, преподаватель может целенаправленно ориентировать обучающегося на использование в переписке определенных речевых паттернов. С другой стороны, помощь может осуществляться в консультативном режиме, когда преподаватель помогает отредактировать уже готовый текст.

В целом интернет-переписка ориентирует учащегося на коммуникативно-деятельностный подход к овладению языком, когда основные речевые умения и навыки формируются в процессе постоянной «живой» коммуникации, а не в условиях искусственно смоделированной учебной ситуации на уроке.

На всех этапах осуществления онлайн-переписки перед инофонами ставятся задачи:

  1. Активно использовать изученные лексико-грамматические конструкции в текстах сообщений.
  2. Усваивать новую лексику и грамматические формы для обогащения своей речи.
  3. Корректировать ошибки стиля и формы (например, правописания).
  4. Пополнять лингвокультурологические знания.
  5. Преодолевать барьеры в общении, учиться излагать свои мысли и быть понятым собеседником.

Таким образом, лингводидактический потенциал онлайн-переписки позволяет использовать ее как одну из форм работы в процессе обучения РКИ, стимулирующую активность и самостоятельность обучающихся.

Дата последнего обновления статьи: 17.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot