Лингводидактический потенциал онлайн-переписки в практике преподавания РКИ
Специфика онлайн-переписки как инструмента совершенствования речевых навыков при обучении РКИ заключается в том, что переписка используется для организации общения между инофонами и носителями языка на актуальные темы. Такое общение максимально приближено к ситуации непосредственной межличностной коммуникации и способствует более глубокому погружению в процессы усвоения разговорных форм и конструкций.
Онлайн-переписка понимается как дистантный тип письменного общения на неформальные темы с использованием современных средств коммуникации: электронной почты, социальных сетей, мессенджеров.
Особенности подобного формата обучения предполагают повышение активности обучающегося при снижении доли участия преподавателя в процессе коммуникации. Именно обучающийся выбирает собственную стратегию общения и использует переписку в целях самообучения и саморазвития. При этом роль преподавателя в этом процессе состоит в следующих аспектах:
- Организация групп по переписке и мотивация обучающихся к общению.
- Консультации, касающиеся процессов письменной творческой деятельности.
- Определение общей стратегии общения и логики коммуникации.
В процессе онлайн-переписки происходит овладение рядом речевых умений и навыков, важнейшими из которых являются:
- Навыки восприятия естественной письменной речи с учетом имеющихся коммуникативно-речевых умений.
- Усвоение нового языкового и речевого материала.
- Совершенствование навыков письменной коммуникации с учетом выбранной темы общения.
Помимо собственно языковой составляющей, которая касается усвоения новых слов, оборотов, грамматических конструкций и способов их употребления, инофоны в процессе онлайн-переписки знакомятся с этикетными формулами общения, усваивают этические и коммуникативные нормы общения в мессенджерах.
Важной составляющей общения в процессе переписки является сочетание диалогической и монологической коммуникации, что способствует развитию навыков письменного высказывания и ответа на вопросы собеседника с учетом условий коммуникативной ситуации.
Методика организации и использования интернет-переписки в процессе обучения РКИ
Методические аспекты внедрения инструмента интернет-общения в преподавания РКИ связаны с реализацией ряда этапов:
- Создание мотивации к участию в новом виде коммуникативно-учебной деятельности.
- Подготовительная работа, связанная с изучением переписки как речевого жанра и его особенностей, включающая изучение типичных жанров (поздравление, совет, предложение, вопрос, предложение и проч.).
- Организация коммуникативных групп.
- Диагностика уровня обученности инофонов для определения круга тем, на которые может осуществляться общение.
- Реализация коммуникативной практики, изучение и анализ ее результатов.
- Консультативная помощь обучающимся в устранении недочетов, развитии речевых навыков.
- Подведение итогов использования методики, анализ качественных показателей речевого развития инофонов.
В процессе использования интернет-переписки большое значение имеет работа над ошибками, анализ собственных сообщений. Обучающийся должен постоянно фиксировать ошибки и речевые недочеты, исправлять их с целью совершенствования речи. Работа преподавателя здесь состоит в том, чтобы дать оценку переписке, результатам текстопорождения, а также языку и стилю сообщений. С одной стороны, преподаватель может целенаправленно ориентировать обучающегося на использование в переписке определенных речевых паттернов. С другой стороны, помощь может осуществляться в консультативном режиме, когда преподаватель помогает отредактировать уже готовый текст.
В целом интернет-переписка ориентирует учащегося на коммуникативно-деятельностный подход к овладению языком, когда основные речевые умения и навыки формируются в процессе постоянной «живой» коммуникации, а не в условиях искусственно смоделированной учебной ситуации на уроке.
На всех этапах осуществления онлайн-переписки перед инофонами ставятся задачи:
- Активно использовать изученные лексико-грамматические конструкции в текстах сообщений.
- Усваивать новую лексику и грамматические формы для обогащения своей речи.
- Корректировать ошибки стиля и формы (например, правописания).
- Пополнять лингвокультурологические знания.
- Преодолевать барьеры в общении, учиться излагать свои мысли и быть понятым собеседником.
Таким образом, лингводидактический потенциал онлайн-переписки позволяет использовать ее как одну из форм работы в процессе обучения РКИ, стимулирующую активность и самостоятельность обучающихся.