Лингвистический структурализм первой половины XX века
Структурализм в лингвистике может пониматься в двух аспектах:
- с одной стороны, он выступает как методологическая концепция, базирующаяся на подходе к языку как системно-структурному образованию. это предполагает исследование его единицей с точки зрения их места в иерархии уровней и связей с другими единицами на синхронном срезе;
- с другой стороны, структурализм выступает как одно из крупнейших направлений в языкознании, которое объединило ученых, работавших в рамках структурной методологии.
Лингвистический структурализм как влиятельное направление в языкознании начинает формироваться в первой половине XX века. В его составе оформляется несколько школ, а именно:
- Датская школа структурализма, лидером которой считается Л. Ельмслев.
- Пражская школа, выдающимся представителем которой выступает Н. С. Трубецкой.
- Американская школа во главе с Л. Блумфильдом.
Независимо от различий, которые присутствовали в частных приемах лингвистических исследований, всех языковедов объединяет методология структурализма и опора на идеи, разработанные Ф. де Соссюром, в частности:
- системный подход к языковым феноменам, каждый из которых рассматривается с точки зрения значимых оппозиций, формируемых его отношением к другим элементам системы;
- дифференциация языковой синхронии и диахронии;
- представление о знаковой природе языковой системы;
- признание структурной организации языка, представляющего собой иерархию уровней;
- последовательное разграничение языка и речи.
Школы структурализма
Основным представителем Датской школы структурной лингвистики является Л. Ельмслев, создавший языковую концепцию под названием глоссематика. Исследователь провозглашает текстоцентричный подход к языковым феноменам. Суть языковых исследований сводится к выявлению языковой системы, конкретной реализацией которой является текст – речевое произведение, где единицы языка представлены в линейной организации. Датский лингвист последовательно различает единицы языка как знаковой системы и единицы речи. Так, звуковому инварианту – фонеме в речи соответствует звук, морфеме – морф, лексеме – словоформа и тому подобное. Ученый выдвинул идею создания универсальной грамматики на основе описания отношений, которые существуют между языковыми явлениями. Каждая единица языка, по мнению лингвиста, может быть описана в соответствии с тремя типами отношений: двунаправленная зависимость (например, это случай координации между компонентами грамматической основы – подлежащим и сказуемым), сильная односторонняя зависимость (например, между глаголом и субстантивом в управлении), слабая односторонняя зависимость (например, между наречием и глаголом в словосочетании).
По мысли ученого, все типы отношений могут быть описаны с помощью указанных связей. Так, любой языковой знак, представляя собой единство плана выражения и плана содержания, основан на отношениях взаимной зависимости.
Особенностью лингвистических взглядов Пражского кружка был пересмотр некоторых радикальных положений теории Ф. де Соссюра. Так, члены объединения выступали против резкого противопоставления языка и речи, между которыми они не видели абсолютной попасти. Речь и язык представляли собой две стороны одного и того же явления – речевой деятельности, которая невозможна без процессов речепорождения и речевосприятия, а также без системы языка. Кроме этого, пражцы пересмотрели и тезис о резком разграничении синхронии и диахронии, поскольку способность к развитию и изменению является основным свойством языковой системы, ее стабильность и статичность являются кажущимися свойствами.
Наибольший интерес у Н. С. Трубецкого, одного из виднейших представителей кружка, вызывали фонология и исследование фонетических явлений. Центральной единицей фонологии ученый считал фонему, которую понимал как систему значимых в фонологическом отношении признаков, различающих звуковые образования. Он выделил два класса фонетических единиц:
- Сегментные, способные к смыслоразличению за счет противопоставления отдельных фонем.
- Суперсегментные, смыслоразличительная функция которых осуществляется благодаря единицам более высокого уровня. Например, это ударение или интонация.
Основный метод, используемый лингвистом для анализа фонологически значимых свойств фонем, называется методом оппозиций. Суть его заключается в том, что в фонеме выявляются те признаки, по которым она противопоставлена другим фонемам в языковой системе. Например, в словах «моль» и «мол» таким признаком будет мягкость конечного согласного, поскольку она фонологически значима и участвует в различении слов.
Анализ фонетических оппозиций позволил Н.С. Трубецкому выделить такие позиции, в которых разница между фонемами нейтрализуется (например, «код» и «кот»), что позволило ему сформулировать понятие архифонемы для тех фонем, имеющих позиции нейтрализации.
Американскую школу структурализма также называют дескриптивной лингвистикой. Суть дескриптивизма заключается в том, что языковая система исследовалась на материале ее реализации в тексте путем выявления дистрибуции (особенностей распределения) языковых единиц. Исследователь сосредоточивался на месте, которое занимает та или иная единица по отношению к другим единицам, а также на особенностях ее сочетаемости с другими единицами. Дескриптивисты не ставили задачу создать универсальную грамматику. Их подход к анализу языка носил прагматический характер и сводился к выявлению формальных цепочек языковых элементов, а также связей между ними.
Идеи структурализма в дальнейшем были подвергнуты критике за абсолютизацию формального подхода к языку, игнорирование его содержательной составляющей, хотя многие достижения структурализма до сих пор являются достоянием лингвистики и ее методологии.