Место визуализации в современном образовании
В настоящее время специалисты по психологии обучения отмечают возрастающую роль визуализации в процессах, связанных с усвоением нового материала. Так, подростки нуждаются в демонстрации визуальных образов для стимулирования внимания, понимания сути изучаемых явлений и установления связей между ними. Принцип наглядности, с успехом использующийся в педагогике на протяжении столетий, становится все более актуальным.
На уроках русского языка учитель стремится использовать различные приемы визуализации, используя для этого слайды презентации, просмотр видеороликов, инфографику, опорные схемы и таблицы, ментальные карты. Однако педагог постоянно находится в поиске новых форм наглядности, которые бы привлекали внимание учеников и способствовали развитию познавательного интереса. Одним из таких инструментов выступает относительно новое для методики языкового обучения средство – интернет-мем на лингвистическую тему.
Понятие мема, его особенности и функции
Мем – это понятие, которое появилось в культурологи в конце 1970-х годов благодаря Ричарду Докинзу, введшему его по аналогии с биологическим термином «ген». Согласно представлениям Докинза, культурная память человечества состоит из узловых единиц – мемов, способных к трансформации и преобразованию. Как и гены, мемы могут участвовать в искусственном отборе и подвергаться мутации.
Понятие «интернет-мема» имеет разные определения, акцентирующие различные аспекты его понимания.
Лингвистика рассматривает интернет-мем как креолизованный (гибридный) текст, совмещающий в себе собственно текстовый и нетекстовый (визуальный) компоненты.
С точки зрения культурологи интернет-мем – это разновидность «вирусной» информации, ставшей популярной в сети и массово тиражируемой.
Основные свойства интернет-мема обусловлены его природой:
- Анонимность, выражающаяся в отсутствии конкретного автора.
- Узнаваемость, связанная с повсеместным распространением и актуальностью содержания.
- Массовость, достигаемая благодаря использованию интернет-коммуникации.
- Тиражируемость, то есть способность к многократному воспроизведению без потери смысла.
- Злободневность, то есть ориентация на известные события, высказывания или поступки медийных персон и проч.
В интернет-пространстве мем выполняет несколько функций:
- Функцию представления информации в новом, необычном виде.
- Реактивную, связанную с выражением эмоционального отношения к событию или ситуацию.
- Информационную, отражающую способность мема включать актуальные, злободневные сведения.
Лингвистический интернет-мем на уроках русского языка
Лингвистический интернет-мем – разновидность мемов, которая имеет языковую составляющую и определенные особенности ее выражения.
Лингвистические интернет-мемы используются для повышения мотивации к учению, развития познавательного интереса, а также формирования языковых компетенций учеников.
Лингвистический материал, который может стать основой мема:
- Языковые ошибки: грамматические и речевые.
- Фразеологические обороты и идиоматические выражения.
- Слова и сочетания слов, используемые в переносном значении.
- Языковая игра, основанная на употреблении слов с переносной семантикой в прямом значении.
- Известные цитаты великих людей, посвященные русскому языку.
В процессе урока работа с Интернет-мемом может быть организована на этапе вхождения в тему для создания особого эмоционального настроя, а также в моменты отдыха от активной интеллектуальной деятельности, в конце урока на этапе рефлексии.
Использование мемов во время занятий по русскому языку возможно в следующих учебных ситуациях:
- Демонстрация ученику мема с просьбой объяснить сущность языкового явления, задействованного в его создании. Этот прием хорошо себя зарекомендовал при использовании мемов, посвященных грамматическим и речевым ошибкам.
- Изучение тропов и явления переноса значения, на котором они основаны.
- Знакомство с идиомами русского языка, крылатыми словами и пословицами.
- Анализ грамматических конструкций и особенностей их строения.
- Изучение разделов, посвященных культуре речи и языковым нормам.
Используя мем на уроках русского языка, педагог должен стремиться к тому, чтобы ученики видели в этом приеме не только источник развлечения и языкового юмора, но понимали особенности и закономерности языковых явлений, обусловливающие широкое распространение и популярность мема.
Важной частью развития творческих способностей учеников на уроках русского языка является стимулирование их собственной деятельности по созданию иллюстративного материала, в том числе и мемов. Такие задания могут быть использованы в качестве домашних, а также для организации проектной работы, конкурсов, предметных недель и других форм учебной активности.
Интернет-мем как языковой феномен находится в стадии первоначального изучения, однако его визуальный характер, узнаваемость и массовость делают его актуальным средством передачи информации. Педагог, учитывая эти дидактические возможности мема, превращает его в инструмент изучения предмета, модернизируя содержания образования.