Игровая деятельность на перемене в контексте обучения
Школьная перемена является временем, когда учащийся отдыхает от активной умственной деятельности, принимает пищу, общается с одноклассниками, удовлетворяет физиологические потребности и проч. Перемены предусмотрены нормами СанПин и обязательно должны предоставляться учащимся для полноценного отдыха между уроками. На практике чаще всего время, отведенное для отдыха, дети используют нерационально: они проводят его за экраном смартфона, играя или просматривая видео, или же затевают подвижные игры в тесных пространствах кабинетов и коридоров, увеличивая риск получения травм.
Специалисты по здоровьесберегающим технологиям отмечают, что перемена – не просто время пассивного отдыха, а период, предназначенный для восстановления физических сил, активизации мыслительной деятельности, подготавливающий учащегося к усвоению материла на уроке. Известен принцип, что отдых является продуктивным в том случае, если он сопровождается сменой вида деятельности. Поэтому организация активного и творческого досуга детей на школьной перемене – верный путь к снятию напряжения, усталости, стресса и активизации познавательных процессов.
На переменах учителя-предметники также могут задействовать детей в различных видах активного отдыха с целью привлечения их интереса к изучению предмета, развитию творческих способностей, налаживанию общения в классном коллективе. Учителя русского языка активно используют такой формат, как организация лингвистических игр и упражнений на переменах, которые способствуют развитию интеллекта детей и помогают сделать отдых более продуктивным и полезным.
Игровая деятельность на перемене представляет собой целенаправленные, специально организованные мероприятия, направленные на привлечение школьников к участию в различных видах познавательной и творческой деятельности на основе определенных правил.
Игровая деятельность на перемене, носящая познавательный характер, организуется учителями-предметниками, классными руководителями и включает различные виды развлекательных и дидактических заданий на проявление смекалки, изобретательности, творчества, умения работать в команде.
Лингвистические игры и упражнения на переменах
Русский язык как дисциплина обладает богатым потенциалом для организации игр и упражнений на переменах. Рассмотрим основные виды игровых упражнений, которые может использовать учитель русского языка на переменах для организации совместной деятельности в классе:
- Лингвистические загадки – вид игрового упражнения, цель которого состоит в поиске ответа на необычно сформулированный вопрос. Например, «Чем заканчиваются «день» и «ночь»?» - Ответ: мягким знаком.
- Лингвистические шарады или ребусы – задания, в основе которых лежит последовательное составление ответа путем нахождения отдельных элементов ключевого слова.
- Лингвистические кроссворды и мини-викторины.
- Лингвистические раскраски – черно-белые рисунки со словами, в которых пропущены буквы, выбор цвета картинки определяется тем, какая буква пропущена.
- Лингвистические конкурсы – игровые соревновательные мероприятия. Например: «Кто больше вспомнит имен, начинающихся на определенную букву алфавита?» и др.
- Анаграммы – лингвистические головоломки, которые представляют собой слова с переставленными буквами. Задача играющих – отгадать задуманное слово, восстановив правильную последовательность букв.
- Игра в рифмы: ведущий называет слово, и игроки должны подобрать к нему как можно больше рифмующихся слов. Например: галка – палка – скакалка – считалка – гадалка – фиалка и проч.
- «Лингвистическое лото»: картинки (слова), которые игроки должны «закрыть» с помощью игровых фишек. Обычно картинка и фишка – соотносимые понятия (слово и его значение, слово и правило его написания, слов и часть речи, к которой оно принадлежит).
- «Литературное караоке: чтение стихотворений под музыку.
- Игры в слова: например, составить новые слова из букв уже имеющегося слова; превратить одно слово в другое, заменив всего одну букву.
- Игры по типу телевизионных игр «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «Своя игра», «Сто к одному» и проч.
Вариантов организации конкурсов и игр на переменах невероятно много, поэтому учитель может использовать любые сочетания для организации игровой деятельности на перемене. Как показывает практика, такой организованный досуг является хорошей альтернативой бесцельному времяпрепровождению на перемене, активизируют мыслительную деятельность, заряжает энергией и дарит хорошее настроение. Кроме этого, такие виды упражнений помогают развивать интерес к русскому языку, формируют положительное отношение к учебной деятельности, помогают сформировать навыки командной работы и сплотить коллектив класса.