Концепт «кот» в пространстве интернет-коммуникации
Концепт «кот» («котик») представляет собой семиотический образ, функционирующий в современном медиапространстве.
Концепт «кот» репрезентирован в различных жанровых вариациях, например, в видеоконтенте (жанр «lolcat», то есть «милый котик»), фотографиях, а также в вербальных высказываниях. Цель использования образа кота в Интернете – создание мемов, юмористических и комических изображений, гифок и видео, которые вызывают положительные эмоции у пользователей сети. Семантика, связанная с образом котиков в современном Интернете, включает в себя веселость, беззаботность, странность, лень и иногда даже некую мудрость, которую можно причислить котикам.
Образ котов используется в текстах Интернета, связанных с развлекательным контентом и общением в социальных сетях. Коты также часто упоминаются в блогах, новостных статьях и рекламных материалах, чтобы привлечь внимание и вызвать положительные эмоции у читателей. Например, использование концепта «кот» в рекламных сообщениях опирается на следующие принципы воздействия на потребителя через семантические составляющие этого концепта:
- Использование ярких и привлекающих внимание образов котов. Коты, как правило, ассоциируются у людей с милыми, пушистыми и очаровательными существами. Использование образов котиков в рекламе может быть очень эффективным способом привлечения внимания пользователя. Рекламодатели могут создавать эффектные образы котиков, которые будут вызывать у пользователей положительные эмоции и ассоциации. Например, кот Матроскин в рекламе ТМ «Простоквашино» стал одним из самых известных персонажей в рекламе и получил огромную популярность среди зрителей. Не менее популярен был образ кота Бориса из рекламы кошачьего корма.
- Создание поучительных и забавных историй с участием котов роли персонажей. Рекламодатели могут создавать забавные и интригующие истории с участием котиков, которые не только заставят пользователей улыбнуться, но и помогут им запомнить рекламный контент. Например, интернет-магазин «Зоостар» использует образ котика в своей рекламе, создавая забавные истории о том, как котик помогает выбрать правильный товар для животного.
- Сообщение ключевых достоинств рекламируемого продукта с помощью образа кота. Например, в рекламе корма для животных можно использовать образ кота, который демонстрирует, что корм делает животное здоровым и счастливым. Такой подход поможет пользователю лучше запомнить преимущества продукта и создаст положительное отношение к бренду.
- Использование мемов с образом котика. Мемы стали неотъемлемой частью интернета и могут быть эффективным способом привлечения внимания пользователей к рекламе. Рекламодатели могут использовать образ котика в мемах, которые будут широко распространяться в социальных сетях. Такой подход поможет создать легкое и дружелюбное отношение к бренду, повысить его узнаваемость среди других продуктов.
Лексико-семантическая структура концепта «кот»
Структура концепта «кот» включает следующие лексико-семантические компоненты:
- Лексемы, используемые для характеристики внешнего вида кота и производимого впечатления: милый, пушистый, ласковый, игривый, спокойный, умный, независимый, грациозный, быстрый.
- Группа слов, обозначающих строение кота: шерсть, усы, лапы, когти, зрачки, уши, хвост, зубы и проч.
- Обозначение мест обитания котов: дом, улица, природа, парк, лес, сад.
- Номинации действий, совершаемых котами: спать, лежать, мурлыкать, прыгать, играть, охотиться, ловить, мяукать, кусать.
- Лексическая группа с семантикой «Пища котов»: мясо, корм, рыба, лакомства.
- Номинации пород: сиамский, персидский, британский, норвежский лесной.
- Группы слов, связанные с привычками и особенностями котов: сон на любимом месте, любит когтеточку, не любит воду, копает песок.
Варианты концепта «кот» могут иметь некоторые отличия в зависимости от контекста, но в целом сформируют общее представление о коте и его характеристиках.
Строение концепта «кот» предполагает выделение «ядерных» и периферийных семантических зон. К «ядру» концепта можно отнести:
- Лексемы со значением названия котов и пород, группа слов со значением «окрас, внешний вид», лексемы с семантикой «черты характера».
- Семантическую «периферию» представляют лексические группы со значением «Пища» и «Место обитания», а также группа слов, связанных с здоровьем питомца и уходом за котом, лексемы, репрезентирующие образ кота в искусстве (фильмы, книги, картинки), истории и мифологии (например, египетская богиня Бастет, связанная с котами), а также отражение концепта в фонде идиом языка (пословицы и поговорки).
В целом можно отметить, что использование концепта «кот» в интернет-дискурсе связано с проникновением в общественную среду особого типа «няшной» культуры со свойственным ей содержательным и речевым инфантилизмом. Так как коты в сознании большинства носителей языка наделяются детскими чертами (очаровательная внешность, ласковость, игривость, непосредственность), образы котиков в Интернете становится средством воздействия на сознание пользователя, инструментом формирования положительного отношение к тому контенту, героем которого является кот. В рекламе концепт «кот» может быть очень эффективным для привлечения внимания пользователей и создания положительного отношения к продукту или бренду.