Коммуникативные стратегии монолога во время устного собеседования по русскому языку
Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является важной частью работы по развитию коммуникативно-речевых умений школьников, обеспечивающих применение теоретических языковых сведений в практике общения. Задания на составление монологического связного ответа по заданной теме, предусмотренные структурой экзаменационной работы, предполагают коммуникативно-деятельностный характер их выполнения. Ученик сталкивается с конкретной речевой задачей, которую ему необходимо разрешить в рамках стратегий речевой коммуникации:
- Постановка коммуникативной цели и определение интенциональной направленности высказывания.
- Создание плана высказывания с опорой на предложенные аспекты рассмотрения темы.
- Отбор языковых средств, адекватных ситуации общения.
- Произнесение монолога с учетом особенностей орфоэпических норм и соблюдением иных языковых норм (грамматических, речевых).
Помимо этих стратегий, ученики обязаны учитывать ряд требований, которые предъявляются к высказыванию на уровне формально-содержательного оформления:
- Соответствие теме, заявленной в формулировке задания.
- Логичность и последовательность изложения.
- Наличие аргументации, подтверждающей мнение по теме.
- Соблюдение этических требований к речевому высказыванию.
В связи с многоаспектностью речевых задач, стоящих перед учащимися во время выполнения заданий монологического характера итогового собеседования, при подготовке к экзамену необходимо формировать стратегиальный подход к монологической коммуникации.
Коммуникативные стратегии монолога представляют собой речевые техники, которые выбирает говорящий для достижения цели сообщения.
Коммуникативные стратегии монолога в итоговом собеседовании касаются нескольких функционально-смысловых типов речи:
- Создания высказывания на основе стратегии описания.
- Формирование высказывания с нарративными стратегиями (повествовательного характера).
- Воспроизведение стратегий рассуждения в высказывании.
Речевые тактики различных функционально-смысловых типов речи и их использование в обучении монологическому высказыванию
Для каждой из казанных стратегий характерен определенный набор речевых действий (тактик), используемых в процессе создания высказывания:
- Стратегии описания ориентированы на создание текстов одного временного плана – настоящего. Говорящий находится в позиции «наблюдателя», фиксирующего в высказывании основные характеристики описываемого объекта. Выбор речевых средств ориентирован на передачу сведений о свойствах предметов, отсюда - большой процент атрибутивной лексики (прилагательных, причастий, качественных наречий). Глаголы не передают динамики действия, а служат для описания статичных состояний объектов. Помимо атрибутивной лексики, говорящий активно использует в описании оценочные средства языка, выражающие отношение к описываемым явлениям.
- Стратегии повествования ориентируют говорящего на рассказывание истории (создание нарратива). Преимущественно используется временной план прошлого. Говорящий придерживается в изложении хронологического или причинно-следственного принципа. В высказывании присутствуют маркеры последовательности (наречия «сначала», «затем», «потом»), а также глагольная лексика, передающая событийную динамику.
- Для стратегий рассуждения характерно наличие тезиса - положения, которое подлежит доказательству или опровержению. Логика развертывания монолога подчинена подбору аргументов, способствующих достижению речевой цели. Говорящий использует вводные слова, маркирующие семантику последовательности в организации мысли, а также различные приемы аргументации (примеры, цитирование, контраргументы, риторические вопросы и проч.).
Стратегиальный подход к созданию монологического высказывания позволяет учащемуся осознать условия речевой ситуации, оценить целесообразность выбора тех или иных языковых средств, а также оценить собственное высказывание с точки зрения его соответствия коммуникативной задаче. При этом преимущества использования коммуникативных стратегий в подготовке монологического высказывания также состоят в обучении школьников планированию и контролю речевых действий. По сути, любое высказывание организуется коммуникативными стратегиями, определяющими его интенцию, условия речевой ситуации, коммуникативные ожидания слушателя, характер используемых языковых средств, а также способы их композиционного оформления. Зная присущие каждому типу текста коммуникативные стратегии, учащийся легче справляется с коммуникативной задачей, связанной с созданием собственного высказывания.
Специфика подготовки к монологической части итогового собеседования заключается в изучении коммуникативных стратегий, характерных для каждого типа высказывания, чтобы сформировать необходимые речевые тактики эффективного ответа.