Когнитивная модель обучения грамматике русского языка
Изучение родного языка неразрывно связано с формированием языковой картины мира, которая в значительной мере определяет особенности восприятия и принципы усвоения языковых категорий. В процессе языкового обучения язык выступает в метаописательной функции, так как становится не только инструментом познания действительности, но и способом описания и моделирования знаний о самом языке. Поэтому возрастает роль когнитивных моделей в обучении, позволяющих определить базовые языковые когниции индивидов и способы их использования в преподавании.
Когнитивная модель обучения грамматике представляет собой психолого-педагогический подход к формированию грамматических представлений путем использования когнитивных механизмов сознания, формирующих лексико-грамматические значения языковых категорий.
Когнитивная модель обучения грамматике русского языка предполагает два направления работы:
- Выявление мыслительных структур, отвечающих за формирование грамматических представлений, их изучение и анализ с целью формирования когнитивных закономерностей обучения.
- Внедрение в практику обучения когнитивных приемов, способствующих развитию грамматических представлений.
Фреймовая модель обучения грамматике
Первый путь обучения на основе воздействия на мыслительные структуры, отвечающие за формирование лингвистических понятий, является наименее разработанным в современной лингвометодике. Незначительное количество исследований посвящено фреймовой модели грамматики и описание методов использования фреймов при формировании грамматических представлений. Суть подхода к обучению на основе фреймов заключается в следующем.
В соответствии с некоторыми теория когнитивной лингвистики ментальные структуры, отвечающие за формирование базовых понятий, основываются на логико-словесных приемах категоризации знаний.
В качестве главного механизма категоризации словесной информации выступает фрейм – понятие, характеризующееся многозначностью и обычно используемое в упрощенном значении для наименования совокупности словесно-понятийных структур, относящихся к одной категории мышления.
Фрейм имеет сложно организованную структуру, состоящую из более мелких единиц – слотов, в которых хранится информация, касающаяся отдельных сторон фрейма. Совокупность слотов в каждом фрейме образует ментальную основу лингвистических представлений личности, которые формируют определенный участок языковой картины мира.
Фреймовое обучение грамматике предполагает метод формирования у учащихся определенных грамматических фреймов, соответствующих базовым категориям языка.
Например: лексико-грамматический класс (часть речи), грамматическая категория, грамматическое значение и проч. Каждый грамматический фрейм сопровождается набором слотов, отражающих отдельные аспекты изучаемого раздела грамматики. Такой подход позволяет добиться более полной категоризации понятийного поля изучения, а также структурировать грамматическую информацию.
Несмотря на продуктивность фреймового подхода к обучению грамматике, практическое применение его в методике преподавания пока ограничено и не позволяет сделать выводов об эффективности механизмов обучения.
Когнитивные приемы обучения грамматике
Второй подход к когнитивной модели обучения грамматике связан с использованием когнитивных приемов, способствующих актуализации мыслительных процессов при изучении грамматики родного языка. В данном случае педагог стремится воздействовать не на структуру ментальных образований языковой личности, а на механизмы их использования с целью улучшения показателей обучения.
К когнитивным приемам при изучении грамматики относят:
- Задания логического синтеза, ориентирующие учащегося на выполнение языкового анализа, сравнения, обобщения. Например: произвести языковой разбор указанной единицы; выделить грамматические категории, присущие определенным единицам текста; сопоставить морфологические признаки слов, выявить общее и различное; классифицировать языковые единицы по их морфолого-синтаксическим признакам.
- Задания на структурирование учебно-языковой информации. Например: построить кластер понятий по теме; создать «ментальную карту» по теме урока (по разделу); заполнить обобщающую таблицу по теме; составить план и проч.
- Задания на установление логической последовательности. Например: найти «третье» лишнее; продолжить ряд слов по принципу, который в нем заложен; выделить в словах одного ряда общий принцип их объединения.
- Использование модульного принципа подачи материала с разбиением учебной информации на ряд кластеров, объединенных общими принципами описания. Например, учитель формирует модуль «Именные части речи», куда включает информацию о существительном, прилагательном, числительном, а также о местоимении. При изучении модуля акцент делается на общих морфологических категориях, присущих именным частям речи, а также на их противопоставлении глагольному классу единиц.
Когнитивная модель обучения грамматике является эффективной при обращении к основам процессов анализа и запоминания информации, поэтому учебный процесс, организуемый на ее основе, отличается большей адаптивностью к нуждам и ментальным особенностям конкретных учеников.