Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кластеризация как метод работы с лингвистическими понятиями в школе

Кластеризация: сущность, место в обучении, функции

Системно-деятельностный принцип обучения ориентирован на развитие активности и самостоятельности учеников, которые не получает знания в готовом виде, а открывают их в процессе погружения в учебную деятельность. Важную роль в этом процессе играют техники, связанные с развитием навыков критического мышления, анализа информации и поиска наиболее рациональных алгоритмов учебной деятельности. Поэтому в методике актуальными являются вопросы внедрения в практику преподавания новых техник, ориентированных на развитие критического мышления и стимулирование познавательной активности детей.

Кластеризация представляет собой один из педагогических приемов, который ориентирован на обучение структурированию и визуализации информации.

Определение 1

Центральное понятие метода кластеризации – кластер, который представляет собой форму графической презентации теоретической информации, изученной в данной теме или разделе.

Создание кластера основано на следующих операциях:

  1. Анализ понятийного состава темы и вычленение тех теоретических единиц, которые составят основу кластера.
  2. Установление связей между единицами (линейных, иерархических, ассоциативных и проч.) и отражение их в виде схемы, которая наглядно показывает понятийный состав темы.

Прием кластеризации является универсальным с точки зрения его использования на разных этапах урока:

  1. На этапе актуализации знаний кластер может быть использован для повторения необходимых сведений.
  2. При создании проблемной ситуации кластер может быть использован как прием выявления противоречий в изучаемом явлении.
  3. На этапе открытия нового знания кластер помогает структурировать полученную учебную информацию.
  4. На этапе рефлексии использование кластера эффективно для обобщения и систематизации знаний.
  5. Кластер может использоваться в качестве альтернативного домашнего задания, которое направлено на развитие критического мышления и нестандартный поиск решения учебных ситуаций.
  6. Кластер может использоваться и как элемент проверки и контроля знаний. Например, ученики могут самостоятельно составлять кластеры по изученным темам, восстановить попущенные элементы кластера, исправить ошибки в кластере и проч.
«Кластеризация как метод работы с лингвистическими понятиями в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кластеризация как метод работы с лингвистическими понятиями в школе

Замечание 1

Кластеризация при работе с лингвистическими понятиями основывается на визуализации теоретических сведений для их наглядного представления, выявления связей, существующих между понятиями, и их систематизации.

Кластер представляет собой графическую модель, которая может быть представлена в нескольких вариантах:

  1. Планетарная модель, которая удобна при наличии центрального понятия и группирующихся вокруг него связанных терминов. Например, таков кластер «Орфограммы в корне», который может включать такие связанные понятия, как «Проверяемые орфограммы», «Словарные слова», «Орфограммы в корнях с чередованием», «Непроизносимые согласные», «Двойные согласные» и проч.
  2. Модель пучка, которая используется для установления связей и отношений между понятиями. Например, при изучении темы «Члены предложения» может быть составлен кластер-пучок, включающий все группы однородных членов, их характерные признаки, примеры употребления в предложениях, способы грамматического выражения и другие сведения.
  3. Модель диаграммы Эйлера с пересекающимися кругами, которые позволяют показать отношения между объемами и содержанием понятий. Такую модель можно использовать, к примеру, при изучении темы «Сложное предложение», где в большом круге Сложное предложение» будут размещаться более маленькие кружки, с помощью которых в схеме представлены виды сложных предложений.
  4. Блок-схема удобна при отображении классификаций. Это применимо при изучении фонетики для презентации типологии звуков, морфологии (схемы частей речи), лексики (классификация лексики по функциям, стилям, условиям употребления, функционированию и проч.).

Рекомендации по использованию приема кластеризации заключаются в следующем:

  1. Сочетание групповой и самостоятельной работы по составлению кластера.
  2. Организация процесса обсуждения в ходе работы с кластером.
  3. Создание условий для свободного обмена мнениями и гипотезами.
  4. Вовлечение в работу как можно большего числа учеников через деятельность микрогрупп.

Применение кластера позволяет решить следующие задачи:

  1. Активизировать внимание детей и вооружить их навыками работы с терминами и понятиями лингвистической науки.
  2. Улучшить теоретическую подготовку по предмету.
  3. Развить навыки анализировать информацию, находить основные смысловые единицы, устанавливать между ними причинно-следственные связи.
  4. Устанавливать аналогии между изучаемыми явлениями.
  5. Обобщать и систематизировать изученное.
  6. Переводить текстовую информацию в графическую и наоборот, что развивает гибкость мышления, его адаптивность и широту.
Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot