Кластеризация: сущность, место в обучении, функции
Системно-деятельностный принцип обучения ориентирован на развитие активности и самостоятельности учеников, которые не получает знания в готовом виде, а открывают их в процессе погружения в учебную деятельность. Важную роль в этом процессе играют техники, связанные с развитием навыков критического мышления, анализа информации и поиска наиболее рациональных алгоритмов учебной деятельности. Поэтому в методике актуальными являются вопросы внедрения в практику преподавания новых техник, ориентированных на развитие критического мышления и стимулирование познавательной активности детей.
Кластеризация представляет собой один из педагогических приемов, который ориентирован на обучение структурированию и визуализации информации.
Центральное понятие метода кластеризации – кластер, который представляет собой форму графической презентации теоретической информации, изученной в данной теме или разделе.
Создание кластера основано на следующих операциях:
- Анализ понятийного состава темы и вычленение тех теоретических единиц, которые составят основу кластера.
- Установление связей между единицами (линейных, иерархических, ассоциативных и проч.) и отражение их в виде схемы, которая наглядно показывает понятийный состав темы.
Прием кластеризации является универсальным с точки зрения его использования на разных этапах урока:
- На этапе актуализации знаний кластер может быть использован для повторения необходимых сведений.
- При создании проблемной ситуации кластер может быть использован как прием выявления противоречий в изучаемом явлении.
- На этапе открытия нового знания кластер помогает структурировать полученную учебную информацию.
- На этапе рефлексии использование кластера эффективно для обобщения и систематизации знаний.
- Кластер может использоваться в качестве альтернативного домашнего задания, которое направлено на развитие критического мышления и нестандартный поиск решения учебных ситуаций.
- Кластер может использоваться и как элемент проверки и контроля знаний. Например, ученики могут самостоятельно составлять кластеры по изученным темам, восстановить попущенные элементы кластера, исправить ошибки в кластере и проч.
Кластеризация как метод работы с лингвистическими понятиями в школе
Кластеризация при работе с лингвистическими понятиями основывается на визуализации теоретических сведений для их наглядного представления, выявления связей, существующих между понятиями, и их систематизации.
Кластер представляет собой графическую модель, которая может быть представлена в нескольких вариантах:
- Планетарная модель, которая удобна при наличии центрального понятия и группирующихся вокруг него связанных терминов. Например, таков кластер «Орфограммы в корне», который может включать такие связанные понятия, как «Проверяемые орфограммы», «Словарные слова», «Орфограммы в корнях с чередованием», «Непроизносимые согласные», «Двойные согласные» и проч.
- Модель пучка, которая используется для установления связей и отношений между понятиями. Например, при изучении темы «Члены предложения» может быть составлен кластер-пучок, включающий все группы однородных членов, их характерные признаки, примеры употребления в предложениях, способы грамматического выражения и другие сведения.
- Модель диаграммы Эйлера с пересекающимися кругами, которые позволяют показать отношения между объемами и содержанием понятий. Такую модель можно использовать, к примеру, при изучении темы «Сложное предложение», где в большом круге Сложное предложение» будут размещаться более маленькие кружки, с помощью которых в схеме представлены виды сложных предложений.
- Блок-схема удобна при отображении классификаций. Это применимо при изучении фонетики для презентации типологии звуков, морфологии (схемы частей речи), лексики (классификация лексики по функциям, стилям, условиям употребления, функционированию и проч.).
Рекомендации по использованию приема кластеризации заключаются в следующем:
- Сочетание групповой и самостоятельной работы по составлению кластера.
- Организация процесса обсуждения в ходе работы с кластером.
- Создание условий для свободного обмена мнениями и гипотезами.
- Вовлечение в работу как можно большего числа учеников через деятельность микрогрупп.
Применение кластера позволяет решить следующие задачи:
- Активизировать внимание детей и вооружить их навыками работы с терминами и понятиями лингвистической науки.
- Улучшить теоретическую подготовку по предмету.
- Развить навыки анализировать информацию, находить основные смысловые единицы, устанавливать между ними причинно-следственные связи.
- Устанавливать аналогии между изучаемыми явлениями.
- Обобщать и систематизировать изученное.
- Переводить текстовую информацию в графическую и наоборот, что развивает гибкость мышления, его адаптивность и широту.