История канцеляризмов
История возникновения канцеляризмов связана со становлением и развитием официально-делового стиля, который, в свою очередь, опирается на древнюю книжную традицию делового письма. Уже к XV-XVI вв. на Руси формируется особый приказный язык, включающий специальные речевые обороты, используемые в делопроизводстве служащими приказов, а в XVIII в. происходит становление канцелярского языка.
Специфические элементы делового стиля мы можем найти в языке древнерусских грамот: они включают особые речевые формулы, которыми начинались и заканчивались документы, постоянные композиционные элементы, а также специальный словарь. Уже к началу XVI в. книжно-письменный язык перестает быть замкнутым в рамках делопроизводственной практики и проникает в живую речь, оказывая влияние на становление и развитие литературного языка. Кроме этого, на всем протяжении своего развития древнерусский деловой язык был тесно связан с церковнославянской речевой традицией. Например, некоторые церковнославянские служебные слова (паче, понеже, поелику, точию и др.) стали характерными «приметами» приказного стиля, функционируя в делопроизводственной практике даже в петровскую эпоху.
Помимо указанных особенностей, деловой язык Древней Руси к XVI в. выработал и устойчивые композиционные шаблоны официальных документов, в которых регулярно воспроизводились определенные структурные, синтаксические и лексические модели, иногда варьировавшиеся в зависимости от языковой личности писца, но в целом достаточно устойчивые.
В XVIII в. с появлением новое системы государственного аппарата возникают и новые жанровые разновидности деловой документации, строго формальные и шаблонные. К этому же времени относится и становление канцеляризмов как особой языковой категории.
Канцеляризмы: понятие и особенности
Под канцеляризмами следует понимать закрепившиеся в официально-деловой практике, устойчивые элементы синтаксического, лексико-фразеологического и стилистического плана, которые имеют шаблонный характер и функционируют в качестве речевых штампов, готовых клише.
С клишированностью канцеляризмов связано и такое их свойство, как воспроизводимость – механическое их использование пишущим (говорящим) при составлении того или иного официального документа.
Канцеляризмы могут быть классифицированы в соответствии с несколькими критериями. Так, при учете их функционирования в речевой практике можно выделить следующие подгруппы:
- Канцеляризмы, общие для всех жанров делового стиля (например, слова «вышеуказанный», «нижеподписавшийся» и проч.).
- Канцелярские обороты, характерные для определенного жанра (например, для докладной записки: «Довожу до вашего сведения…»; заявления: «Прошу предоставить мне…»; протокола; договора и др.).
- Канцеляризмы, которые входят в реквизиты документа или его составные части (например, реквизиты в заявлении: «Директору ООО «Кристалл» главного бухгалтера Сазоновой А. Е.).
Основными языковыми признаками канцеляризмов являются:
- Отглагольная субстантивация: проведение мероприятий, принятие мер, возложение ответственности, ознакомление с приказом.
- Замена простого глагольного сказуемого инфинитивным сочетанием: принять меры, оказать содействие, осуществлять ремонт, проводить расследование.
- Использование определенных производных предлогов: в целях, в соответствии с, в связи с, за счет, по причине и пр.
- Использование конструкций «сущ.+ сущ. в Р. п.»: условия повышения производительности труда, меры содействия обеспечению занятости, факторы роста дефицита.
- Преимущественное использование пассивных конструкций: решение принято, вопрос выносится на обсуждение, заявление согласовано, денежные средства перечислены.
Употребление канцеляризмов в речи
Канцеляризмы уместны и допустимы в официально-деловом стиле, поскольку они являются его частью и характерным стилеобразующим признаком. Однако их немотивированное употребление в других функциональных стилях приводит к нарушению стилистических норм, делает речь невыразительной, бедной. В связи с этим появилось еще одно определение канцеляризмов, которое акцентирует их коммуникативный статус.
Канцеляризмы – это речевые обороты официально-деловой коммуникации, использование которых в других ситуациях общения приводит к стилистическим ошибкам и недочетам.
В частности, речь, изобилующая канцеляризмами, приводит к стилевому смешению: На картине видно, как вследствие дождей затопило неглубокий овраг у дома. Чацкий в связи с ревностью не понимает, что обижает Софью своими словами (из школьных сочинений).
Также наблюдаются грамматические ошибки: Я опоздал на урок по причине врача; двусмысленность: Я люблю пение (петь или слушать исполнение песен?).
В целом использование канцелярским оборотов утяжеляет фразу, делает ее трудной для восприятия, лишая ясности и лаконизма: Следует отметить, что государственные меры поддержки нуждающихся предпринимаются путем обеспечения данным категориям гражданам установленных в законодательном порядке выплат социального характера. Проще выразить данную мысль так: Государство поддерживает нуждающихся с помощью различных социальных выплат.