Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Источники и причины засорения речи

Засорение речи как культурно-языковая проблема

Многие специалисты в области речевой культуры оценивают современное состояние языка как кризисное, поскольку наблюдаются негативные тенденции, влияющие на правильность, точность и богатство речи. К признакам, позволяющим говорить о появлении проблемных зон в функционировании русского языка, относятся следующие:

  • падение общего уровня речевой культуры населения. это проявляется в снижении речевого самоконтроля в устной и письменной речи, невниманием к правильности оформления высказываний, ориентацией не на нормативные образцы речи, а на разговорно-просторечную практику и жаргоны;
  • снижение интереса к изучению русского языка в школе, а также к чтению классической литературы, особенно среди подрастающего поколения;
  • появление в речи людей большого числа слов-паразитов, препятствующих соблюдению требований чистоты и точности высказывания;
  • проникновение в сферу активного словоупотребления жаргонизмов и вульгаризмов;
  • засилье неоправданных заимствований, в том числе и сленговой природы;
  • мат перестал быть в сознании носителей языка частью табуированной лексики, употребление в речи обсценной лексики перестало восприниматься большинством как факт нарушения этических норм коммуникации.

В связи с этим особенно актуальным является такое направление, как экология языка, которое рассматривает его и речевую практику через призму охраны и поддержки языкового богатства и разнообразия, сохранения чистоты речи и высокого уровня речевой культуры.

Актуальной проблемой экологии языка является борьба с теми факторами, которые оказывают негативное влияние на речевую культуру. К ним относится проблема чистоты речи, то есть сохранение ее воздействия посторонних «вкраплений», семантически избыточных и нарушающих принципы культуры речи.

Определение 1

Чистота речи предстает как одно из ее качеств, имеющее коммуникативно-значимую природу и реализующееся в том, что в высказывании исключаются те элементы, которые являются избыточными в структурно-семантическом и коммуникативном плане.

Нарушения принципа чистоты речи сводятся к появлению в высказывании следующих элементов:

  1. Слов-паразитов, которые используются как «связки», обеспечивающие течение речи неподготовленного к ее использованию индивида. Например: Ты смотри там, это самое, не уходи далеко от дома. Он как бы поел, как бы придя из школы, поэтому как бы неголодный сейчас. Я, так сказать, рад, так сказать, что вы, так сказать, здесь.
  2. Нефонологических элементов, которыми говорящий заполняет речевые паузы. Например: Он… э-э-э… пришел, потом… э-э-э-э я его… э-э-э не видел.
  3. Неуместных жаргонизмов и заимствований, избыточных с точки зрения смыла и речевой задачи.
«Источники и причины засорения речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Источники и причины засорения речи

Источниками «засорения» речи становятся все те же языковые средства, которые не реализуют коммуникативную функцию, используются неуместно или нарушают нормы речи.

Причины возникновения ситуаций, которые связаны с нарушением принципа чистоты высказывания, многообразны:

  1. Низкий уровень владения языком, который связан с незначительным словарным запасом, неумением рационально использовать синонимические возможности лексики, трудностями в построении грамматически верного высказывания. В этом случае слова-паразиты и нефонологические вставки «маскируют» языковую недостаточность, позволяя говорящему строить фразу, подбирать нужные средства выражения во время пауз, создаваемых при их произнесении.
  2. Неуверенность, страх публичных выступлений. В этом случае говорящий испытывает трудности психологического характера, а слова-паразиты помогают справиться с волнением, облегчить произнесение и построение речи.
  3. Недостаточное знание предмета беседы, из-за чего индивид, слабо ориентирующийся в информационном фоне диалога, вынужден постоянно интенсивно размышлять над его содержанием, забывая о правильном речевом оформлении.
  4. Бессвязность и бессистемность мыслей, что приводят и к неясному их оформлению средствами языка.
  5. Отсутствие коммуникативного опыта, нежелание учиться выступать публично, дискутировать, овладевать навыками речевого сотрудничества.
  6. Дань моде, подражание, что особенно распространено в подростковой и юношеской среде. Усваивая речевой эталон субкультуры, к которой они принадлежат, подростки начинают воспринимать ее жаргон как норму речевого поведения.
  7. Стремление использовать в своей речи заимствованные слова, чтобы продемонстрировать вою принадлежность к «передовой» массовой культуре, увлечение модными «словечками», стремление через их использование повысить свой общественный статус в группе.

Не следует воспринимать нарушение чистоты речи как незначительную проблему, поскольку в дальнейшем она приводит к ухудшению качества высказывания, затрудненному его пониманию и, как следствие, к неудачам в коммуникации. В условиях современного информационного общества человек, не умеющий грамотно, лаконично, точно и доступно выразить свои мысли, становится не способным конкурировать с другими индивидами на рынке труда, строить карьеру и развиваться в профессиональном плане. Особенно это важно для тех областей, которые непосредственно связаны с коммуникацией: образование, психология, менеджмент, маркетинг, связи с общественностью и другие.

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot