Жанр пресс-конференции и его место в обучении русскому языку
Пресс-конференция – один из наиболее распространенных жанров современной медиакоммуникации. Этот жанр используется для организации контакта между представителями СМИ и лицом, чьи слова или действия могут быть интересны широкой общественности. Организация пресс-конференции требует определенных навыков монологической и диалогической речи, которые также могут быть использованы для развития языковых компетенций учащихся.
Пресс-конференция – это жанр коммуникации, основное назначение которого – информирование общественности о значимых событиях, выводах, решениях. Основные требования к языковому оформлению и проведению пресс-конференции: ясность, точность, доступность, аргументированность, очередность выступлений.
Основные требования к конструкции монологической речи участников пресс-конференции:
- Четкость выражения мысли.
- Аргументированность утверждений и выводов.
- Строгость и последовательность их изложения.
- Умение выступать публично, избегая слов-паразитов, нефонологических элементов, жаргона, речевых ошибок и проч.
Основные требования к диалогической речи участников пресс-конференции: умение задавать вопросы, в том числе уточняющего характера, навыки активного слушания, анализа и оценки высказываний собеседника.
Учебная пресс-конференция – это формат, предназначенный для организации диалогического общения, которое способствует развитию языковых навыков учащихся и познавательной коммуникации.
В ходе учебной пресс-конференции учащиеся могут привлечь своих партнеров к беседе по интересующей их теме, обогатить свой лексический запас, научиться выражать свои мысли четко и обоснованно. Для учебной пресс-конференции характерны следующие особенности:
- Целенаправленность (заранее определенные цели и задачи).
- Свобода выбора темы (стимулирует интерес и исследовательскую активность учащихся).
- Коммуникативная направленность (цель учебной пресс-конференции – побудить учащихся к диалогу).
- Использование интерактивных форм организации занятия (упражнения, игры, ролевые игры, презентации);
- Организация работы в малых группах (способствует осознанию партнерами своих языковых недостатков, повышению уверенности в себе);
- Использование мультимедийных технологий и компьютерных программ, которые облегчают работу с учебными материалами и придают мероприятию наглядность.
Организация учебного занятия в формате пресс-конференции имеет несколько функций:
- Развитие коммуникативных навыков: учащимся предоставляется возможность практиковаться в общении с другими людьми, выражать свое мнение и аргументировать его.
- Развитие лингвистических: учащиеся приобретают навыки использования различных типов речевых актов (информирование, оценивание, аргументация), расширяют словарный запас за счет изучения тематических слов и фраз.
- Способствует развитию критического мышления за счет анализа информации по заданным темам, обобщения с целью выделить главное и составить свою точку зрения на основе аргументов.
- Подготовка к будущей профессиональной деятельности: формат пресс-конференции имитирует реальные ситуации журналистского опроса, что помогает учащимся подготовиться к будущей работе в области СМИ или других профессий, где требуются навыки публичных выступлений и коммуникаций.
Использование жанровых приемов пресс-конференции в развитии навыков монологической и диалогической речи учащихся
Жанровые приемы, реализуемые в ходе пресс-конференции, могут быть использованы в организации учебной деятельности по формированию навыков связной речи учащихся на уроке русского языка. Отметим наиболее эффективные и результативные методы применения жанровых приемов пресс-конференции в развитии монологической и диалогической речи учащихся школы: 1. Работа со структурой текста и презентацией информации. На пресс-конференции представитель организации или государственной структуры представляет информацию о решении или событии. Важно, чтобы эта информация была структурирована и представлена логично и последовательно. Для развития навыков монологической речи учащихся можно использовать задания на составление конспектов и самостоятельное выступление с презентацией по какой-либо теме, связанной с изучаемым материалом. 2. Аргументационные приемы (логические, эмоциональные аргументы и их использование). В ходе пресс-конференции выступающий представляет свою точку зрения на какое-либо решение или событие и обосновывает перед общественностью. Важно учить школьников аргументировать свою мысль, использовать логические связки для убедительности своих аргументов. 3. Вопросно-ответный формат построения речи. Пресс-конференция также включает в себя формат вопросно-ответной сессии. Учить может организовать групповую работу, в ходе которой учащиеся будут задавать друг другу вопросы и отвечать на них, в том числе углубляясь в детали. Это поможет развить навыки диалогической речи. 4. Работа с текстами СМИ. Для подготовки к пресс-конференции учащиеся могут изучить статьи в СМИ, которые касаются темы, и проанализировать их с точки зрения логики изложения, аргументации и использования языковых средств. Это поможет им лучше подготовиться к теме пресс-конференции и сформулировать свою точку зрения. 5. Ролевые игры. Для уверенного выступления и хорошего владения коммуникативной ситуацией на пресс-конференции можно использовать ролевые игры. Учащиеся могут играть роли представителей организации или журналистов, задавать вопросы друг другу, отвечать на них и выступать с аргументированными решениями. 6. Использование техники «мозговой штурм» – метода, при котором участники группы высказывают идеи для решения проблемы в обстановке дискуссии некритического характера. Метод позволяет учащимся научиться рассуждать свободно, выдвигать гипотезы, делиться своим мнением. Это поможет развить навыки общения и креативного мышления.
Таким образом, жанровые особенности пресс-конференции являются эффективным инструментом развития речевых навыков учащихся и средством формирования культуры публичных выступлений.