Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование приёма скетчноутинга на уроках русского языка

Использование приема скетчноутинга на уроках русского языка

В процессе обучения русскому языку в школе учащиеся сталкиваются с большими объемами теоретической информации, касающейся самых разных аспектов языковой системы. Систематизации и обобщению этих знаний уделяется большое внимание в процессе обучения, однако, несмотря на систематическое повторение материала, он часто забывается. При этом учащиеся неохотно составляют конспекты пройденного материала, поэтому прочность запоминания его снижается. Поэтому методисты и педагоги-практики постоянно находятся в процессе поиска различных путей облегчения запоминания материала, а также его систематизации для повышения качества усвоения знаний. Ведущая роль здесь принадлежит приемам визуализации учебного материала, которые не только делают материал наглядным, но и способствуют наделению его личностно значимым для ученика смыслом.

Определение 1

Скетчноутинга – прием, пришедший в педагогику из изобразительного искусства и заключающийся в создании небольших тематических зарисовок, содержащих обобщенно-символическое представление какого-либо учебного материала.

Ведущие черты учебных скетчей заключаются в следующем:

  1. Отсутствие детальной прорисовки, схематичность и максимальная обобщенность для фиксации сути учебного материала.
  2. Образный характер, опирающийся на ассоциативные связи между изучаемыми явлениями.
  3. Быстрота и простота фиксации мыслей, ассоциаций, образных рядов.
  4. Доступность и экспрессивность, придающая учебному скетчу значимость как средству индивидуализации личности учащегося.
  5. Творческий характер, предполагающий выбор индивидуального пути осмысления темы.

Скетчноутинг в преподавании русского языка выполняет несколько дидактических функций:

  1. Визуализация учебного материала для облегчения его осмысления и запоминания.
  2. Нетрадиционное и привлекательное для учащихся конспектирование учебного материала.
  3. Структурирование и систематизация знаний по теме в образной и доступной форме.
  4. Развитие творческого воображения и креативности.
  5. Формирование мотивации к изучению лингвистической теории.
  6. Развитие познавательного интереса к изучению русского языка.
«Использование приёма скетчноутинга на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методические аспекты применения скетчноутинга

Прием скетчноутинга может использоваться на любом этапе урока:

  1. На этапе мотивации скетчноутинг помогает сформировать потребность в изучении темы. Учитель может использовать серию рисунков, которые демонстрируются учащимся в начале урока, для организации обсуждения роли этих изображений в изучаемой теме. Обсуждая иллюстрации, учащиеся формулируют гипотезы относительно их назначения, содержания, связи с изучаемым материалом.
  2. На этапе целеполагания структура урока может быть представлена в виде скетча – зарисовки «гамбургера», где «слои» бутерброда – необходимые уровни (шаги), которые нужно пройти во время занятия (например, повторение – открытие нового – закрепление – обобщение).
  3. На этапе изучения нового скетчи помогают фиксировать идеи, результаты учебного поиска, оформлять теоретические сведения, организовывать материал удобным для учащихся образом.
  4. На этапе закрепления создание скетчей может использоваться как вариант упражнения, связанного, например, с исследованием значения слова, возможностей его сочетания, составления памятки по применению правила и проч.
  5. На этапе подведения итогов и обобщения можно обратиться ко всем скетчам, созданным на уроке, чтобы систематизировать полученные знания.
  6. Скетч может применяться и в качестве домашнего творческого задания, в ходе которого учащиеся, избирая необходимую форму, творчески перерабатывают учебный материал.

Для создания скетчей можно использовать не только технику рисования, но и аппликации, а также создания интерактивных иллюстраций с помощью различных цифровых сервисов. Такой скетч-альбом может стать индивидуальным или групповым проектом по теме. Например, в 8 классе при изучении темы «Простое осложненное предложение» был составлен скетч-альбом, содержащий весь теоретический материал раздела, а также примеры использования пунктуационных норм, схемы предложений, варианты синтаксического разбора. На одном из рисунков простое осложненное предложение было представлено как дерево, ветви которого символизировали разные типы осложнения структуры предложения. На другом рисунке осложненное простое предложение было изображено в виде осьминога со щупальцами – вариантами осложнения структуры.

Таким образом, использование скетчноутинга помогает пробудить фантазию учащихся во время изучения учебного материала, учит «перекодировать» вербальный научный текст в образные ассоциативный ряд, является вариантом мнемотехники, которая позволяет более эффективно и прочно усваивать новые знания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot