Использование Национального корпуса русского языка на уроках: методический аспект
Многие методисты и педагоги с тревогой отмечают падение интереса к изучению русского языка. Отчасти это связано с тем, что в обучении используются традиционные приемы и методы, которые не вносят в урок разнообразия и не стимулируют познавательный интерес. Поэтому современный урок рекомендуется наполнять разнообразным содержанием, включающим новые, неожиданные для ученика приемы и техники, способствующие развитию мотивации к учению.
Национальный корпус русского языка представляет собой информационную текстовую систему, в которой выражается лексика и грамматика языка на определенном этапе его развития.
Корпус включает коллекцию текстовых материалов разного уровня в электронной форме:
- Тексты классической художественной литературы.
- Тексты современной литературы.
- Публицистические тексты.
- Текст интернет-периодики и др.
Возможности электронной системы позволяют использовать Корпус для поиска слова, анализа его контекстного окружения, проверки лингвистических гипотез, сбора статистических материалов, подтверждающих результаты наблюдений за функционированием языковых единиц.
Применение Национального корпуса на уроке в качестве инструмента организации работы обучающихся стимулирует познавательную деятельность и позволяет реализовать следующие задачи:
- Формировать исследовательские стратегии при работе с текстовыми материалами.
- Развивать умения и навыки, способствующие становлению функциональной грамотности.
- Прививать интерес к языку.
- Знакомить учащихся с историей языка, показывая его жизнь в динамике, в развитии.
- Воспитывать культуру применения справочно-информационных материалов в процессе учебной работы.
- Учит наблюдать за функционированием языковых единиц в контексте, прививает внимание и вкус к слову.
Возможности Корпуса могут быть использованы учителем при организации работы на уроке русского языка и литературы путем применения различных типов упражнений. Наиболее часто при обращении к Корпусу используются следующие типы упражнений:
- Упражнения поискового характера, направленные на изучение и анализ особенностей функционирования в языке определенных единиц.
- Упражнения тренировочного характера, позволяющие отработать навыки использования тех или иных языковых норм.
- Упражнения творческого характера, направленные на исследование отдельных языковых явлений с использованием нетрадиционных подходов.
- Проектные упражнения, связанные с реализацией самостоятельных исследований в рамках выбранной темы.
- Контрольные упражнения, нацеленные на оценку уровня развития определенных языковых умений.
Упражнения на основе Национального корпуса русского языка
Рассмотрим особенности создания упражнений на основе материалов Корпуса применительно к разным уровням языка:
- Для уяснения изменения словообразовательных значений отдельных морфем учитель предлагает школьникам подборку из текстов Корпуса с разными условиями реализации значения и организует коллективные наблюдения за трансформацией значения исследуемой единицы.
- При изучении частей речи важным является аспект их функционирования в языке. Так, учитель может сформировать подборку случаев, в которых участвует только отдельная словоформа (или категория), чтобы организовать исследовательскую работу на уроке. Например, при изучении производных предлогов и их отличий от знаменательных слов учитель подбирает примеры реализации омонимичных сочетаний, которые пишутся по-разному из-за принадлежности к разным лексико-грамматическим классам («в продолжение месяца» – «в продолжении книги / сериала»). Аналогично можно организовать работу по сопоставлению грамматического значения, синтаксической функции наречий, кратких прилагательных и слов категории состояния, разграничение которых иногда вызывает трудности у учащихся.
- Богатые возможности предоставляет Корпус для изучения лексики. Так, можно сформировать подборки для изучения синонимов, омонимов и антонимов, исследовать изменение значений слов в диахроническом аспекте, организовать наблюдения над лексикой отдельного произведения или художественного мира писателя в целом. Кроме этого, подборки используются и для изучения функционально-окрашенных языковых единиц. Например, можно организовать работу над анализом особенностей употребления прилагательных (или глаголов) в тексте официально-делового или художественного стилей.
- В области синтаксиса можно организовать работу по изучению особенностей функционирования предложений разной структуры, а также использования знаков препинания.
Таким образом, Национальный корпус русского языка является перспективным ресурсом для включения его в урок русского языка, поскольку он способствует развитию интеллектуальных навыков, формированию критического мышления и умений работать с текстом.