Логико-смысловая модель в обучении
Современная социокультурная ситуация диктует изменения в формах и методах языкового образования. Исследователи отмечают рост визуальной составляющей в мышлении современных подростков, отмечают затруднения в образовании отвлеченных понятий, установлении логических связей между понятиями и явлениями. Между тем в практике обучения господствуют вербальные методы, что еще больше усугубляет трудности в освоении учебного материала.
В этой ситуации особое значение приобретают различные формы знаково-символического опосредования деятельности детей, направленные на адаптацию учебного материала к особенностям ментальных процессов современного ученика.
Логико-смысловая модель представляет собой языковое содержание (правило, языковой факт, норму), которое описывается через систему признаков, свойств, многомерных «координат», ориентирующих на использование языка в речи.
В основе формирования логико-смысловых моделей лежат следующие принципы:
- Наглядность, обеспечивающая визуальную поддержку в процессе усвоения учебного материала.
- Универсальность: моделирование может использоваться применительно к любому языковому содержанию.
- Многомерность: модель охватывает разные стороны языкового явления.
- Программируемость: модель задает свойства изучаемых языковых объектов, прогнозирует их поведение в разных контекстах.
- Аналитико-синтетический характер: модели построены на основе расчленения объекта на оставляющие его элементы, свойства, признаки, а также последующего их объединения на основе принципов системности и единства функционирования.
Использование логико-смысловых моделей в преподавании русского языка
Регулярное использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка не только способствует запоминанию учебного материала, но и меняет принципы мышления, делая его системным, приучая детей к аналитической работе, структурированию знаний, установлению между ними связей и отношений.
Внедрение логико-смысловых моделей в преподавание русского языка осуществляется поэтапно. Главная задача учителя – через моделирование как инструмент учебно-познавательной деятельности развить у детей навыки рациональной работы с информацией. Эта деятельность включает ряд этапов:
- На первом этапе ученики работают с готовыми логико-смысловыми моделями, предложенными учителем. Задача этого этапа – показать эффективность модели, научить использовать ее как опорное средство при работе с темой.
- Следующий этап – внедрение в урок элементов логико-смыслового моделирования для обучения учеников этому виду деятельности.
- Завершающий этап связан с использованием технологии на уроках в качестве инструмента работы с информацией.
Логико-смысловые модели представляют собой систему координат, содержащую несколько осей. В центре находится ключевое понятие (тема), с которым работают ученики. На концах осей располагаются опорные подтемы, связанные понятия, относящиеся к основной теме модели. На каждой оси выделяются опорные «узлы», которые символизируют отдельные свойства и признаки, расположенные по степени возрастания их значимости.
Например, логико-смысловая модель «Имя существительное» представлена 8 осями:
- Общее значение: в качестве опорных точек выделяются три вида общего значения: предметности, опредемеченного признака и опредмеченного действия.
- Вопросы: опорные узлы содержат вопросы имен существительных.
- Постоянные морфологические признаки: опорные узлы включают категорию одушевленности, деление на собственные и нарицательные имена, род.
- Непостоянные морфологические признаки: опорные узлы – падежи и числа.
- Роль в предложении: опорные узлы – все варианты синтаксической реализации существительных.
- Разряды: деление на лексико-семантические классы (единичные, собирательные; собственные / нарицательные и проч.).
- Род: информация о трех родах, существительных, не имеющих формы рода.
- Склонение: опорные узлы – три склонения существительных, разносклоняемые имена, существительные на –ие, -ий, -ия, а также несклоняемые имена.
Подобная логико-смысловая модель способствует систематизации сведений об имени существительном, вырабатывая аналитический взгляд на эту часть речи и ее признаки. В то же время она обладает прогностической силой относительно всех имен существительных: любое из них будет характеризоваться признаками, отмеченными на схеме.
В силу особенностей логико-смысловых моделей наиболее целесообразно использовать на следующих этапах урока:
- На этапе открытия нового знания для структурирования информации.
- На этапе закрепления для более прочного усвоения алгоритмов, способов действия.
- На этапе повторения и обобщения для систематизации материала, структурирования знаний.
Преимуществом внедрения логико-смысловых моделей в процесс преподавания является то, что они стимулируют самостоятельность, активизируют познавательную деятельность учеников, помогая им освоить алгоритмы учебной деятельности.