Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование логико-смысловых моделей в преподавании русского языка

Логико-смысловая модель в обучении

Современная социокультурная ситуация диктует изменения в формах и методах языкового образования. Исследователи отмечают рост визуальной составляющей в мышлении современных подростков, отмечают затруднения в образовании отвлеченных понятий, установлении логических связей между понятиями и явлениями. Между тем в практике обучения господствуют вербальные методы, что еще больше усугубляет трудности в освоении учебного материала.

В этой ситуации особое значение приобретают различные формы знаково-символического опосредования деятельности детей, направленные на адаптацию учебного материала к особенностям ментальных процессов современного ученика.

Определение 1

Логико-смысловая модель представляет собой языковое содержание (правило, языковой факт, норму), которое описывается через систему признаков, свойств, многомерных «координат», ориентирующих на использование языка в речи.

В основе формирования логико-смысловых моделей лежат следующие принципы:

  1. Наглядность, обеспечивающая визуальную поддержку в процессе усвоения учебного материала.
  2. Универсальность: моделирование может использоваться применительно к любому языковому содержанию.
  3. Многомерность: модель охватывает разные стороны языкового явления.
  4. Программируемость: модель задает свойства изучаемых языковых объектов, прогнозирует их поведение в разных контекстах.
  5. Аналитико-синтетический характер: модели построены на основе расчленения объекта на оставляющие его элементы, свойства, признаки, а также последующего их объединения на основе принципов системности и единства функционирования.

Использование логико-смысловых моделей в преподавании русского языка

Регулярное использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка не только способствует запоминанию учебного материала, но и меняет принципы мышления, делая его системным, приучая детей к аналитической работе, структурированию знаний, установлению между ними связей и отношений.

«Использование логико-смысловых моделей в преподавании русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Внедрение логико-смысловых моделей в преподавание русского языка осуществляется поэтапно. Главная задача учителя – через моделирование как инструмент учебно-познавательной деятельности развить у детей навыки рациональной работы с информацией. Эта деятельность включает ряд этапов:

  1. На первом этапе ученики работают с готовыми логико-смысловыми моделями, предложенными учителем. Задача этого этапа – показать эффективность модели, научить использовать ее как опорное средство при работе с темой.
  2. Следующий этап – внедрение в урок элементов логико-смыслового моделирования для обучения учеников этому виду деятельности.
  3. Завершающий этап связан с использованием технологии на уроках в качестве инструмента работы с информацией.

Логико-смысловые модели представляют собой систему координат, содержащую несколько осей. В центре находится ключевое понятие (тема), с которым работают ученики. На концах осей располагаются опорные подтемы, связанные понятия, относящиеся к основной теме модели. На каждой оси выделяются опорные «узлы», которые символизируют отдельные свойства и признаки, расположенные по степени возрастания их значимости.

Например, логико-смысловая модель «Имя существительное» представлена 8 осями:

  1. Общее значение: в качестве опорных точек выделяются три вида общего значения: предметности, опредемеченного признака и опредмеченного действия.
  2. Вопросы: опорные узлы содержат вопросы имен существительных.
  3. Постоянные морфологические признаки: опорные узлы включают категорию одушевленности, деление на собственные и нарицательные имена, род.
  4. Непостоянные морфологические признаки: опорные узлы – падежи и числа.
  5. Роль в предложении: опорные узлы – все варианты синтаксической реализации существительных.
  6. Разряды: деление на лексико-семантические классы (единичные, собирательные; собственные / нарицательные и проч.).
  7. Род: информация о трех родах, существительных, не имеющих формы рода.
  8. Склонение: опорные узлы – три склонения существительных, разносклоняемые имена, существительные на –ие, -ий, -ия, а также несклоняемые имена.

Подобная логико-смысловая модель способствует систематизации сведений об имени существительном, вырабатывая аналитический взгляд на эту часть речи и ее признаки. В то же время она обладает прогностической силой относительно всех имен существительных: любое из них будет характеризоваться признаками, отмеченными на схеме.

В силу особенностей логико-смысловых моделей наиболее целесообразно использовать на следующих этапах урока:

  1. На этапе открытия нового знания для структурирования информации.
  2. На этапе закрепления для более прочного усвоения алгоритмов, способов действия.
  3. На этапе повторения и обобщения для систематизации материала, структурирования знаний.

Преимуществом внедрения логико-смысловых моделей в процесс преподавания является то, что они стимулируют самостоятельность, активизируют познавательную деятельность учеников, помогая им освоить алгоритмы учебной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot