Имитативный метод в обучении РКИ
Преподавание русского языка как иностранного предполагает использование различных методов и приемов, направленных на всесторонне развитие речевой деятельности. В последнее время наиболее актуальные подходы к преподаванию РКИ связаны с использованием коммуникативного метода, направленного на активизацию речевой активности и организацию ситуации общения на уроке. Однако усвоение языковых и речевых образцов по подражанию также является необходимой частью обучения, поэтому коммуникативный метод необходимо сочетать с имитативным.
Имитативным метод в преподавании РКИ представляет собой комплексный подход к формированию языковых и речевых навыков путем усвоения их через подражание образцам.
Имитативный метод обладает рядом неоспоримых преимуществ:
- Надежность используемых методов, гарантирующих достижение результата обучения. Осваивая предложенные речевые модели, ученики получают опыт использования языковых конструкций в практике общения.
- Простота и доступность проведения занятий, не требующих специальной подготовки учеников или использования сложных организационных форм.
- Предсказуемость речевых недочетов, возможность их быстрого и эффективного исправления в ходе урока.
При преимуществах имитативного метода он обладает и рядом недостатков, обусловленных низкой речевой активностью учеников, отсутствием возможностей для реализации творческого потенциала и спонтанной коммуникации на изучаемом языке.
При использовании имитативного метода необходимо учитывать данные недостатки и корректировать работу на уроке, предлагая ученикам различные виды речевой деятельности, направленные на повышение мотивации и речевой активности.
Использование имитативного метода в преподавании РКИ
При использовании имитативного метода учитель на занятии получает возможность развивать различные аспекты речевой деятельности: от произношения до создания высказываний. При этом используются различные упражнения и задания, ориентирующие учеников на освоение способов действий по предложенному образцу.
При формировании фонетико-фонетических навыков применяются следующие виды упражнений:
- Фонетическая разминка, подготавливающая органы артикуляции к речи.
- Анализ фонетических единиц по плану: место в фонетической системе русского языка, особенности артикуляции и реализации в речи.
- Проговаривание звука, звукосочетаний вслед за учителем.
- Прослушивание образца (произношение учителя, диктора) и его воспроизведение.
- Анализ интонационных схем русского предложения.
- Воспроизведение интонационных особенностей образцов (в речи учителя, в записи).
- Выразительное чтение по образцу.
При работе над лексикой имитативный метод реализуется в следующих типах заданий:
- Анализ употребления новой лексики в контексте.
- Толкование значения по предложенным моделям (схемам): через определение, перечисление признаков и свойств предмета или явления, путем подбора синонимов или антонимов.
- Построение словосочетаний с новыми лексическими единицами по образцу для усвоения их значения и особенностей лексической сочетаемости.
- Подбор синонимов (антонимов, паронимов) в соответствии с образцом.
- Образование новых слов по образцу.
- Исправление ошибок в словоупотреблении в соответствии с образцом.
При изучении грамматических тем имитативный метод особенно востребован, так как позволяет закрепить в качестве навыков различные языковые знания в области изменения слов, образования грамматических форм, употребления определенных синтаксических конструкций. Здесь используются разные типы заданий и упражнений:
- Изменить слово по образцу.
- Образовать форму слова в соответствии с предложенными условиями.
- Дополнить текст необходимыми грамматическими формами.
- Составить словосочетание по определенной модели.
- Преобразовать предложенную синтаксическую конструкцию по предложенной модели.
- Построить грамматическую конструкцию по схеме, предложенной педагогом или взятой из текста.
Имитативный метод востребован при формировании основных видов речевой деятельности через систему упражнений:
- Чтение текстов по образцу.
- Пересказ, в том числе с дополнительными заданиями (изменить грамматическое оформление текста, ввести новую лексику, употребить определенные конструкции).
- Побуквенное проговаривание, произношение звуков, слогов, слов по образцу, предложенному учителем.
- Списывание с осложнением и без.
- Речевое конструирование: написание сочинений, эссе по образцу или плану.
- Написание изложений, в том числе выборочных и с изменениями в содержании, грамматическом оформлении текста.
Имитативные упражнения способствуют формированию произносительных и правописных навыков, помогают в освоении грамматических форм и категорий, а также синтаксических структур русского языка. Это, в свою очередь, создает условия для речевого развития инофона.