Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование имитативного метода в преподавании РКИ

Имитативный метод в обучении РКИ

Преподавание русского языка как иностранного предполагает использование различных методов и приемов, направленных на всесторонне развитие речевой деятельности. В последнее время наиболее актуальные подходы к преподаванию РКИ связаны с использованием коммуникативного метода, направленного на активизацию речевой активности и организацию ситуации общения на уроке. Однако усвоение языковых и речевых образцов по подражанию также является необходимой частью обучения, поэтому коммуникативный метод необходимо сочетать с имитативным.

Определение 1

Имитативным метод в преподавании РКИ представляет собой комплексный подход к формированию языковых и речевых навыков путем усвоения их через подражание образцам.

Имитативный метод обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  1. Надежность используемых методов, гарантирующих достижение результата обучения. Осваивая предложенные речевые модели, ученики получают опыт использования языковых конструкций в практике общения.
  2. Простота и доступность проведения занятий, не требующих специальной подготовки учеников или использования сложных организационных форм.
  3. Предсказуемость речевых недочетов, возможность их быстрого и эффективного исправления в ходе урока.

При преимуществах имитативного метода он обладает и рядом недостатков, обусловленных низкой речевой активностью учеников, отсутствием возможностей для реализации творческого потенциала и спонтанной коммуникации на изучаемом языке.

При использовании имитативного метода необходимо учитывать данные недостатки и корректировать работу на уроке, предлагая ученикам различные виды речевой деятельности, направленные на повышение мотивации и речевой активности.

Использование имитативного метода в преподавании РКИ

При использовании имитативного метода учитель на занятии получает возможность развивать различные аспекты речевой деятельности: от произношения до создания высказываний. При этом используются различные упражнения и задания, ориентирующие учеников на освоение способов действий по предложенному образцу.

«Использование имитативного метода в преподавании РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При формировании фонетико-фонетических навыков применяются следующие виды упражнений:

  1. Фонетическая разминка, подготавливающая органы артикуляции к речи.
  2. Анализ фонетических единиц по плану: место в фонетической системе русского языка, особенности артикуляции и реализации в речи.
  3. Проговаривание звука, звукосочетаний вслед за учителем.
  4. Прослушивание образца (произношение учителя, диктора) и его воспроизведение.
  5. Анализ интонационных схем русского предложения.
  6. Воспроизведение интонационных особенностей образцов (в речи учителя, в записи).
  7. Выразительное чтение по образцу.

При работе над лексикой имитативный метод реализуется в следующих типах заданий:

  1. Анализ употребления новой лексики в контексте.
  2. Толкование значения по предложенным моделям (схемам): через определение, перечисление признаков и свойств предмета или явления, путем подбора синонимов или антонимов.
  3. Построение словосочетаний с новыми лексическими единицами по образцу для усвоения их значения и особенностей лексической сочетаемости.
  4. Подбор синонимов (антонимов, паронимов) в соответствии с образцом.
  5. Образование новых слов по образцу.
  6. Исправление ошибок в словоупотреблении в соответствии с образцом.

При изучении грамматических тем имитативный метод особенно востребован, так как позволяет закрепить в качестве навыков различные языковые знания в области изменения слов, образования грамматических форм, употребления определенных синтаксических конструкций. Здесь используются разные типы заданий и упражнений:

  1. Изменить слово по образцу.
  2. Образовать форму слова в соответствии с предложенными условиями.
  3. Дополнить текст необходимыми грамматическими формами.
  4. Составить словосочетание по определенной модели.
  5. Преобразовать предложенную синтаксическую конструкцию по предложенной модели.
  6. Построить грамматическую конструкцию по схеме, предложенной педагогом или взятой из текста.

Имитативный метод востребован при формировании основных видов речевой деятельности через систему упражнений:

  1. Чтение текстов по образцу.
  2. Пересказ, в том числе с дополнительными заданиями (изменить грамматическое оформление текста, ввести новую лексику, употребить определенные конструкции).
  3. Побуквенное проговаривание, произношение звуков, слогов, слов по образцу, предложенному учителем.
  4. Списывание с осложнением и без.
  5. Речевое конструирование: написание сочинений, эссе по образцу или плану.
  6. Написание изложений, в том числе выборочных и с изменениями в содержании, грамматическом оформлении текста.

Имитативные упражнения способствуют формированию произносительных и правописных навыков, помогают в освоении грамматических форм и категорий, а также синтаксических структур русского языка. Это, в свою очередь, создает условия для речевого развития инофона.

Дата последнего обновления статьи: 08.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot