Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инновационные методы преподавания русского языка: мини-проекты по орфографии

Инновационные методы преподавания русского языка

Русский язык среди других предметов школьного курса представляет особые сложности для обучающихся. Эти трудности обусловлены как объективной сложностью изучаемых языковых явлений и фактов, так и субъективными факторами, проявляющимися в трудностях речевого развития, отсутствии мотивации, необходимости реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Все это ставит перед учителем проблему повышения качества образования, которая осознается как приоритетная проблема в новых образовательных стандартах, акцентирующих внимание на результатах обучения.

Очевидно, что существующие методы языкового образования, уже доказавшие свою эффективность в условиях традиционного обучения, являются недостаточными для преподавания русского языка в новых условиях. В связи с этим возникает вопрос об использовании педагогической инноватики и ее роли в повышении качества предметного содержания дисциплины.

Определение 1

Инновационные методы в обучении представляют собой совокупность учебно-методических приемов, которые реализуют новые, нетрадиционные подходы к технологии и формам работы на уроке.

Инновационными методами также называют и собственно новые педагогические технологии, применяемые в учебном процессе для его интенсификации.

Среди многообразия новых форм обучения особой популярностью в преподавании пользуются технологии проектной деятельности, которые предполагают активную самостоятельную работу обучающихся над какой-либо темой.

Определение 2

Проектный метод представляет собой технологию обучения, которая основана на интеллектуально-исследовательской самостоятельной работе ученика, в процессе которой он приобретает необходимые знания и умения по теме, а также развивает свои умственные способности.

«Инновационные методы преподавания русского языка: мини-проекты по орфографии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Мини-проекты по орфографии как средство педагогической инноватики

Метод проектов, как отмечают многие методисты, отличается достаточно высокой трудоемкостью, поэтому используется нечасто. Между тем дидактический потенциал этого метода огромен, поэтому необходимо внедрить элементы проектной деятельности в структуру урока. С этой целью в обучении используются мини-проекты.

Определение 3

Мини-проект выступает как разновидность реализации проектного метода в обучении, который направлен на организацию микроисследований по теме урока рабочими группами для открытия нового знания или формирования необходимых предметных умений и навыков.

Среди данных форм работы особенно востребованы мини-проекты по орфографии, которые можно использовать для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении новых видов орфограмм. Рассмотрим некоторые виды мини-проектов по орфографии:

  1. Мини-проекты, направленные на сравнение, сопоставление орфограмм для выявления условий их написания. Например, предлагается сравнить пары слов с тремя типами орфограмм (безударные проверяемые, безударные непроверяемые и безударные чередующиеся гласные в корне), определить условия выбора правильного написания и отметить те орфограммы, условия выбора которых еще не изучены.
  2. Мини-проекты, направленные на изучение этимологии слова для определения принципов его написания на современном этапе.
  3. Мини-проекты, направленные на составление словарей, шпаргалок, таблиц и схем, обобщающих правила правописания определенных типов орфограмм. Например, на уроке может быть реализован мини-проект «НЕ с разными частями речи», в ходе которого учащиеся анализируют разные случаи слитного и раздельного написания НЕ со словами разных частей речи и составляют обобщающую таблицу по условиям выбора слитного / раздельного написания.
  4. Мини-проекты, направленные на представление привычных орфографических знаний, правил в необычной форме, например, написание орфографических сказок.
  5. Мини-проект «Кроссворд из словарных слов» (слов с определенным видом орфограммы), реализуемый разными группами на уроке.
  6. Мини-проект «Ученический диктант», суть которого заключается в том, что учащиеся в составе рабочих групп самостоятельно придумывают задания для самостоятельной работы, теста, диктанта.
  7. Мини-проект «Корректор», направленный на исследование текста, поиск в нем орфографических ошибок, их систематизацию по группам правил и объяснение.

Мини-проекты по орфографии разнообразны и могут включать как учебно-исследовательские, так и творческие типы заданий. При этом основная ценность подобных заданий заключается в том, что они помогают организовать самостоятельную работу учебных групп им на уроке, прививают культуру исследовательской работы, стимулируют познавательный интерес, учат наблюдать за языковыми явлениями, анализировать их, а также выявлять закономерности, лежащие в основе языковых фактов.

Любой мини-проект должен отвечать следующим условиям:

  1. Научности содержания.
  2. Доступности предлагаемого материала.
  3. Новизны содержания и его привлекательности для учащегося.
  4. Творческой составляющей поиска.
  5. Эвристической ценности, предполагающей значимость проекта для развития исследовательских навыков школьника.

Мини-проекты на уроке являются первым шагом к более масштабным проектным работам, поэтому их использование целесообразно для развития и совершенствования культуры самостоятельного исследования.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot