Диктант как вид упражнения
Важное место в системе орфографических упражнений занимает диктант, который представляет собой запись учениками текста, воспринимаемого на слух. Цель проведения диктанта — обучение правописанию (обучающий диктант), проверка усвоения орфографических норм и формирования навыков правильного письма (контрольный).
В зависимости от задач, которые преследует учитель, используя диктант, этот вид упражнения подразделяется на несколько видов:
- Словарный диктант, включающий слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами, навык правописания которых необходимо проверить. Количество слов в таком диктанте не должно превышать в пятом классе пятнадцати, а концу обучения в школе — тридцати.
- Предупредительный диктант является обучающим: объяснение орфограмм производится ещё до записи текста в тетради.
- Подготовленный диктант — это диктант, текст которого ученики разбирают самостоятельно, определяют слова с орфограммами, в которых можно допустить ошибку, объясняют постановку знаков препинания, а затем пишут текст в классе. Разновидностью подготовленного диктанта является диктант по памяти.
- Выборочный диктант предполагает запись не всех слов, а только тех, которые содержат изученные орфограммы.
- Объяснительный диктант сопровождается комментарием во время записи.
- Свободный диктант нацеливает учеников на умение сжато излагать содержание текста. После прочтения учителем текста и его отдельных абзацев ученики записывают основное содержание диктанта, передавая его не дословно, а сжато.
- Творческий диктант связан с трансформацией исходного текста. Например, ученики распространяют предложение однородными членами, вводят полупредикативные обороты, изменяют лицо или время.
- Контрольный диктант нацелен на проверку орфографических навыков. Обычно контрольные диктанты содержат грамматическое задание — различные виды языковых разборов (звукобуквенный, по составу, морфологический, разбор предложений).
Информационная характеристика диктанта
Информационная характеристика диктанта — это методическая категория, описывающая дидактическую ценность диктанта как контрольно-измерительного материала.
Информационная характеристика диктанта содержит перечень видов орфограмм, встречающихся в диктанте, с конкретными примерами, а также описание встречающихся в тексте пунктограмм.
Составление информационной характеристики диктанта помогает учителю реализовать ряд методических задач:
- Нацелить учеников на повторение и отработку именно тех орфограмм, которые встретятся в тексте диктанта.
- Классифицировать ошибки, которые будут допущены в диктанте, и правильно выстроить работу по их корректировке.
- Определить, соответствует ли диктант требованиям, предъявляемым к количеству орфограмм и пунктограмм на каждом этапе обучения. Так, для учеников пятого класса общее количество орфограмм не должно превышать двенадцати, а пунктограмм — двух-трёх. Однако к девятому классу эти показатели изменяются: допускается вводить тексты, где встречаются до двадцати четырёх орфограмм и до пятнадцати пунктограмм.
- Систематизировать орфографические правила, знание и применение которых проверяет диктант, и выстроить работу по их комплексному повторению на уроках.
Если диктант осложняется грамматическим заданием, то в его информационную характеристику также включают грамматические сведения, которые необходимы для выполнения заданий. Например, сведения о составе слова и способах его образования, перечень грамматических признаков частей речи, сведения о строении и составе предложений и их характеристике.
В информационную характеристику диктанта также включают время, отводимое на его выполнение, и критерии оценивания работы с учетом максимально возможного числа ошибок для каждой отметки. Также учитель отмечает в тексте слова с труднопроверяемыми орфограммами, словарные слова и исключения, а также написания на еще не изученные правила, чтобы при оценивании учитывать влияние написания этих слов на общее количество ошибок.
Информационно насыщенным считается диктант, который отвечает следующим требованиям:
- Соответствует общему количеству орфограмм и пунктограмм, рекомендуемых на данной ступени обучения.
- Содержит орфограммы и пунктограммы на изученные правила, при этом в тексте они представлены в двух-трех случаях.
- Содержит нормативные образцы словоупотребления, является эталонным, классическим.
- Выполняет воспитательную функцию.
- Является доступным и понятным ученикам.
Информационная характеристика диктанта — это его важная методическая составляющая, которая позволяет эффективно использовать этот вид контроля на уроках русского языка и реализовать диагностическую функцию диктанта как инструмента проверки текущей успеваемости.