Понятие идиолекта в языкознании
Изучение индивидуальных языковых особенностей в современной лингвистике базируется на понятии идиолект, в том числе это продуктивная сфера для изучения политического дискурса и его особенностей. Изучение особенностей политической коммуникации, в частности, исследование индивидуальных речевых характеристик высказываний политиков, являются популярной сферой работ в данной области в Западной Европе. Первым языковедом, который стал рассматривать язык в его индивидуальном творческом аспекте, был В. фон Гумбольдт, идеи которого нашли отражение в трудах последователей. Так, исследование индивидуальных «языков» продолжилось в рамках социолингвистики. В отечественном языкознании интерес к изучению идиолектов в политике возник в конце ХХ века, когда процессы демократизации, затронувшие политическую сферу, сделали возможным научное лингвистическое изучение политической коммуникации.
Несмотря на длительную и многоаспектную историю изучения идиолектов, в науке о языке до сих пор нет единого определения этого понятия, а также не выработана методология работы с идиолектами в разных сферах коммуникации. В связи с этим даже возник даже «методологический агностицизм» в отношении идиолекта, поскольку понятие остается «неуловимым» для исследований. В действительности для определения понятия «идиолект» необходимо углубиться в философский аспект проблемы, потому что выявление сущностных признаков идиолекта базируется на решении общефилософского вопроса о соотношении «общего», «единичного» и «индивидуального». Язык, будучи социальным явлением, не существует помимо языкового коллектива, следовательно, он не является принадлежностью конкретного носителя языка. В то же время язык как коллективное начало формируется в результате речевой практик, представленной совокупностью индивидуальных способов его использования в коммуникации. Это помогает увидеть, что язык одновременно существует как универсальный инструмент мыслительной и коммуникативной деятельности, в то же время выступает в конкретном национально-культурном своеобразии и является языком индивида, отражающим специфику и особенности, присущие ему как конкретной языковой личности.
Идиолект представляет собой индивидуальный «язык» личности, который формируется на базе преломления социальных норм и эталонов коммуникации чрез призму индивидуального речевого опыта.
Идиолект политика как объект исследования современной лингвистики
Политический идиолект выступает в качестве разновидности идиолекта, которую можно определить как индивидуальный речевой стиль политика, формирующийся в результате профессиональной коммуникативной практики в политическом дискурсе.
Феномен языковой личности политика очень важен в политической коммуникации, так как он определяет существенные стороны политической деятельности, связанные с воздействие на адресата (электорат), формирование общественного мнения, убеждения социума в истинности своей позиции и правильности взглядов. Идиолект политика определяет и выбор коммуникативных стратегий и тактик, которые используются в политической коммуникации.
Исследование идиолекта политика базируется на выявлении следующих его компонентов:
- Произносительных, лексико-грамматических, стилистических особенностей, определяющих своеобразие речевой манеры.
- Выбор коммуникативных стратегий и тактик, способы их реализации в процессе коммуникации.
- Наличие «нелитературных вкраплений», к которым относят сленг, жаргонизмы, диалектные слова, окказиональную лексику, используемую политиком.
- Экспрессивно-оценочные слова и маркеры концептуальной сферы (концепты, метафоры).
- Иные аспекты языковой формы (например, наличие ошибок, оговорок, слов-паразитов).
Идиолект выступает как первый уровень изучения языковой личности политика. Анализируя особенности идиостиля политического лидера, можно вычленить коммуникативные стратегии говорящего. Большинство политиков используют в речи лексемы, маркирующие их ориентацию на национальные и групповые ценности (народ, гражданское общество, права, свободы, патриотизм, благосостояние и проч.). В то же время политик стремиться быть понятым большим количеством людей, что делает его речь простой и достаточно доступной. В то же время различия в характере аргументации позиции оказывают большое влияние на выбор речевых средствах. Так, политики, использующие аргументы «к чувству», ориентируются на эмоционально-оценочную лексику, образные определения, метафоры. В то же время их коллеги, использующие рациональную аргументацию, стремятся к сдержанному тону, свободе от излишней образности, метафоричности, речевой экспрессии.
Таким образом, изучение политических идиолектов является важным и достаточно перспективным направлением в лингвистике, особенно в таких новых ее разделах, как лингвоперсонология, медиалингвистика, политическая лингвистика. Изучение особенностей идиостиля политика, используемых им речевых средств позволяет охарактеризовать коммуникативную стратегию его высказываний. При этом исследование идиолекта политиков предполагает изучение их речи в контексте в связи с ситуацией, в которой они были произнесены. Поэтому подход к изучению идиолектов в политической сфере должен носить комплексный характер, учитывая особенности индивидуальной речевой манеры и общественных (публичных) типов дискурса.