Картина мира в новостном дискурсе
Телепрограммы – это жанр медийного дискурса, генерирующий реальность особого типа. В настоящее время телевидение является не просто средством распространения информации и каналом массовой коммуникации. Оно выполняет не только образовательную и досуговую функции, но выступает мощным фактором социализации и формирования индивидуальной картины мира.
Между тем мы наблюдаем трансформацию традиционного телевидения в строну большей развлекательности и публицистичности. Даже с новостями – наиболее объективным по своей природе жанром – происходят те же самые изменения. На смену объективному изложению информации приходит оценочность. Новостная аналитика направлена на формирование у адресата определённого отношения к событию, продиктованного прагматической установкой ведущего.
Ещё одним признаком сближения новостного и публицистического контента становятся необязательность ссылок на источник сообщения, освещение события с разных точек зрения, которые подаются как мнения (а не как достоверные факты), ярко выраженная оценка происходящего, исключающая беспристрастность.
В данной ситуации повышается роль вербальных репрезентативов той картины мира, которую формирует телевидение. Эти репрезентативы апеллируют к сознанию человека (массового зрителя), заставляя его конструировать определённую новостную картину реальности, которая может не совпадать с действительной. Примечательно в этом отношении появление феномена «фейка» - ложного сообщения, которому придаётся видимость правды. Частая невозможность отличить фейк от достоверной информации порождает феномен «фейковой» картины мира, в которой индивид не может дифференцировать действительно произошедшее от вымышленного.
Идеологемы в пространстве СМИ
Понятие «идеологема» возникло в политическом дискурсе и первоначально осмысливалось как часть (элемент) политической сферы.
В настоящее время идеологема воспринимается как лингвокультурологический феномен, включающий набор значимых социально-политических конструктов, участвующих в формировании общественной идеологии.
Проводя границы между понятиями идеологемы и мифологемы, следует отметить, что их объем и содержание не совпадают, однако при определённых условиях идеологема приобретает мифологическое содержание. Это происходит тогда, когда идеологема обретает смысловые ассоциации, не обладающие достоверностью.
Примером превращения идеологем в мифологемы может быть выстраиваемая проблемная картина мира, где идеологическим противникам (например, США и СССР) присваиваются мифологические противопоставления по принципу «свой – чужой» / «герой – злодей».
Основной набор ментальных конструктов, лежащих в основе дискурса современных СМИ, сводится к следующим классам идеологем:
- Историческое прошлое, которое маркируется как «славное», «победоносное», ассоциируясь с «золотым веком».
- Государство, ассоциируемое с мощью, силой, надежностью, защитой.
- Демократия, связанная с представлениями о равенстве и справедливости.
- Законность, правопорядок и проч.
Включаясь в новостной контекст, данные идеологемы способствуют формированию национальной картины мира, формируя общественную оценку событий.
Идеологемы в новостных телепрограммах
Обозначенные тенденции новостного дискурса к мифологизации реальности порождают особый тип идеологем, связанных с новой исторической и политической мифологией, выстраивающих особую картину реальности.
К наиболее значимым идеологемам новостного дискурса можно отнести следующие:
- Идеологема «патриотизм», связанная с представлениями о великом прошлом России, особом «русском мире», который обладает специфическими духовно-нравственными чертами. «Патриотизм» противопоставляется космополитизму и признаётся высшей ценностью, залогом национального процветания и успеха.
- Идеологема «реформа» является чрезвычайно востребованной и часто воспроизводимой. Она формирует представление о прогрессе, движении вперёд, улучшении жизни и её переделке. Образ идеологемы «реформа», формируемый в СМИ, является положительным и нацелен на его одобрение, принятие большинством.
- Идеологема «оппозиция» превращается в мифологему, формируя противопоставление «свой – чужой». Оппозиция осмысливается не как политическая сила, а как обобщённый и мифологизированный образ «врага», не поддерживающего социально одобряемые ценности и способы действия власти.
- Идеологема «внешний враг», включающаяся в образ проблемного мира, в котором разворачивается борьба противодействующих друг другу политических сил.
- Идеологема «пандемия», появившаяся в последние два года и стремительно мифологизирующаяся. Из медицинской области все новости, связанные с коронавирусом, перешли в область политическую. При этом тема коронавируса является благодатной почвой для зарождения разного рода теорий «мирового заговора», которые ещё больше мифологизируют данную область.
Используя данные идеологемы, новостной дискурс выстраивает свои способы репрезентации социальной действительности, моделируя новостную картину мира.