Игровые технологии и их место в обучении РКИ
Игровые методики выступают важной частью процесса обучения языку. Их дидактическая ценность подтверждена многочисленными педагогическими экспериментами, поэтому игровая технология прочно вошла в арсенал педагогических техник эффективного преподавания языка.
Грамматические игры являются частью игровых технологий, применяемых на уроках РКИ. Сущность этих игр состоит в том, что с помощью приемов игры происходит актуализации и развитие грамматических навыков, необходимых для успешной реализации коммуникативной функции.
Грамматические игры могут быть организованы в командной форме и нацелены как на соревнование между группами, так и на совместный поиск решения. Второй тип организации является более предпочтительным, так как помогает решать не только предметные задачи, но и способствовать развитию коллектива, вырабатывать умения и навыки сотрудничества и совместного преодоления трудностей.
Грамматические игры весьма разнообразны, и использование той или иной формы на уроке практически не ограничено ничем, кроме фантазии преподаватели и возможностей студентов. Рассмотри наиболее часто встречающиеся формы организации игр на уроках преподавания РКИ.
Грамматические игры на уроках РКИ
Все многообразие грамматических игр, используемых на занятиях, можно разделить на несколько групп в зависимости от используемых игровых техник:
- Игры с предметами. Как правило, такие игры предполагают наличие какого-либо предмета, вокруг которого создается игровая ситуация. Пример такой игры – «Визит инопланетянина». Ведущий демонстрирует ученикам какой-либо хорошо известный предмет или картинку с его изображением. Это может быть маркер, ключи, жвачка, стакан и проч. Задача каждого игрока – рассказать об этом предмете в одном предложении воображаемому инопланетянину, который раньше никогда данный предмет не видел. Можно описывать внешний вид предмета, способ го изготовления, функциональное назначение, а также иные характеристики.
- Игры на основе раздаточного материала. В качестве игрового пособия может выступать грамматическое лото, карточки с заданиями и проч. В зависимости от условий игры участники получают следующие виды заданий: подобрать к каждому грамматическому понятию пример, составить вопрос с опорой на ключевые слова, соотнести грамматическое понятие и его определение.
- Сюжетные игры предполагают наличие игрового сценария. Обычно используются игры в формате путешествия, брейн-ринга, лингвистической головоломки и проч. Задания подбираются с учетом изучаемых грамматических тем. Так, если ученики знакомятся с частями речи, то можно провести игры в форме путешествия в Страну Морфологию. При изучении типов предложений можно использовать формат головоломки, предлагая задания на конструирование предложений, восстановление предложений с деформированной структурой, а также исправление ошибок и проч.
- Дискуссионные игры ориентирует учеников на демонстрацию речевых умений и навыков. Для организации игры используются любые ситуации, имеющие коммуникативную значимость. Например, игра «Очевидец» предполагает описание картинки по памяти после ее минутного демонстрации. Игра «Анализируй это» стимулирует участников высказать предположение о том, что изображено на картинке по анализу ее части (фрагмента), а затем сравнить свое предположение с реальным описанием ситуации.
- Игры с использованием приемов речевого творчества (составление загадок, буриме, синквейнов и проч.). Такие игры не только способствуют развитию речи и тренируют навыки использования изучаемых грамматических конструкций, но и развивают воображение учеников.
- Игры, основанные на приемах сторителлинга. Такие игры разнообразны по содержанию. К примеру, педагог может предложить ученикам создать историю, иллюстрирующую какой-либо видеофрагмент, написать собственную сказку, посвященную грамматическим фактам или явлениям, а также создать грамматический комикс и проч.
- Игры, имитирующие формат известных телепередач. Например, в формате интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?» можно организовать познавательную игру, посвященную повторению изученных грамматических сведений, используя в ней разнообразные типы вопросов и заданий: видеовопрос, вопрос с использованием «Черного ящика», блиц-вопросы и проч.
Чередование различных игровых приемов позволяет сделать занятия разнообразными и насыщенными, а также познакомить учеников с разными видами работы с грамматическими понятиями. Предлагаемые игровые методики выполняют, кроме обучающей цели, еще и сопутствующие воспитательные и развивающие задачи. Так, они способствуют сплочению коллектива, формированию навыков сотрудничества при решении совместных задач, учат делегировать полномочия в группе, а также формируют критический взгляд на изучаемый материал, учат нестандартному подходу в коммуникативной практике и создают базу для развития творческих способностей.