Языковая личность филолога и его лингвистические компетенции
Языковая личность – понятие, рассматриваемое в современной науке в разных аспектах. В зависимости от трактовки данного термина под языковой личностью можно рассматривать:
- Индивида как носителя развитой речевой способности.
- Человека, успешно осуществляющего использование языкового материала в процессе коммуникации.
- Индивида, воплощающего в себе языковые и национально-культурные особенности этноса.
В самом общем представлении языковая личность – это индивид, рассматриваемый в аспекте его речевых навыков, а также уровня владения языком и культурой общения. Базовая черта, лежащая в основе развитой языковой личности, – способность к успешному общению в различных сферах.
Структура языковой личности включает ряд уровней:
- Уровень владения естественным языком, иначе называемый вербально-семантическим. Он предполагает знание словаря и грамматики, способность воспринимать и понимать речь (звучащую и письменную), а также продуцировать собственные речевые произведения.
- Уровень, связанный с владением системой понятий, концептов, составляющих базовую языковую картину мира.
- Уровень речевой прагматики, включающий коммуникативные цели, речевые установки и интенции индивида.
Языковая личность складывается и развивается в результате становления лингвистических и иных общекультурных компетенций, которые представляют собой системы теоретико-практических знаний и способов действий.
Лингвистическая компетенция – это часть более общей коммуникативной компетенции, предполагающей наличие развитых коммуникативных навыков и лежащего в основе умения использовать язык в целях общения.
Структура коммуникативной компетенции складывается из ряда более узких составляющих:
- Языковая компетенция (иначе – лингвистическая) – осведомленность в области языковой системы, её строения и функционирования, владение базовыми понятиями лингвистики, а также грамматическими категориями и словарём.
- Речевая компетенция связана с умением применять лингвистические знания в процессе речевой деятельности при восприятии, анализе и создании речевых высказываний. Она предполагает знание основ стилистики, осведомленность в строении текста, а также владение навыками редактирования.
- Речеведческая компетенция связана с наличием базовых представлений из области теории языка и истории лингвистических учений.
- Собственно коммуникативная составляющая предполагает умение общаться на языке в различных ситуациях и сферах взаимодействия.
Формирование языковой личности филолога посредством лингвистических компетенций и семиотики и коммуникаций
Языковая личность филолога как специалиста в области лингвистики основывается на владении всеми аспектами коммуникативной компетенции, включая её лингвистический уровень. При этом знания филолога-специалиста о строении и законах функционирования языка носят углублённый и теоретический характер, опираясь на сведения из истории его развития. Другим важным аспектом является высокий уровень речевой культуры, владение литературной нормой, а также сформированность основных коммуникативных качеств, делающих высказывания уместными и логичными, придающими речи точность и разнообразие.
Источником формирования личности филолога, помимо специальных теоретических и практических дисциплин, являются и такие отрасли знаний, как семиотика и теория коммуникаций.
Семиотика сосредоточена на изучении знаковых систем, среди которых язык занимает одно из основных мест, поскольку является первичной знаковой системой. Многие законы, открытые семиотикой, применимы и к естественным языкам. Например, в лингвистике прочно установилось представление о двуединой природе языкового знака – фонетико-графической и содержательной, а также о базовом свойстве языковых единиц, связанным с несовпадением плана выражения и плана содержания (асимметричный дуализм языкового знака). Некоторые механизмы формирования значения языковых знаков также раскрываются благодаря семиотике. Сопоставление естественных языков с другими семиотическими система обогащает лингвистику знаниями о специфических свойствах именно языковых знаков.
Овладение семиотическими представлениями необходимо для формирования лингвистических компетенций филолога, поскольку вооружает специалиста необходимой терминологией, даёт понятие о системно-знаковом строении языка и обусловленными этим свойствами языкового знака.
Теория коммуникация рассматривает язык и речь с точки зрения процессов обмена информацией, взаимодействия в разных ситуациях общения, в том числе между человеком и машиной.
Теория коммуникации является основой для современных представлений об общении и речевой деятельности. Филолог должен воспринимать любое высказывание как код – совокупность символов (знаков), используемых для передачи информации. Языковой код сообщения – сложное понятие, включающее как лингвистические, так и внеязыковые составляющие, а также стилистические и национально-культурные особенности. Это помогает филологу понять, как осуществляется передача информации, какие факторы влияют на успешность обмена сообщениями, а также осуществлять редактирование сообщений для улучшения результатов коммуникации.
Таким образом, языковая личность филолога формируется не только под влиянием изучения специальных дисциплин, но и посредством семиотики и теории коммуникаций.