Экспертная оценка сочинения ЕГЭ по русскому языку: критерии К1 – К4
Экспертную проверку сочинения проводят проверяющие – эксперты, состоящие из специалистов в области русского языка и литературы, педагогов, прошедших специальную подготовку и обучение.
Проверка проходит в течение нескольких дней после сдачи экзамена в специально организованных условиях. Так, проверяющий эксперт не знает, чью работу он проверяет и оценивает, что обеспечивает объективность оценки. Кроме этого, каждую работу во избежание ошибок проверяют два эксперта, и если результаты их проверки значительно расходятся (более трех баллов), то к повторной проверке привлекают третьего эксперта.
Анонимность проверки, ее многоступенчатый характер, критериальный путь оценивания помогают сделать процедуру проверки и оценки более объективной, повысить надежность ее результатов.
При проверке сочинения эксперты руководствуются критериями, устанавливаемыми Федеральным институтом педагогических измерений. Эти критерии включают в себя такие аспекты, как понимание темы, грамматическая правильность, языковая выразительность, логика и последовательность изложения, а также соответствие требованиям жанра и типа сочинения.
Система критериев включает себя три блока требований:
- Требования к содержанию работы (критерии 1-4).
- Речевое оформление (критерий 5-6).
- Грамотность и нормативность речи (критерии 7-12).
Знание критериев, по которым оцениваются сочинения, поможет выпускникам понимать, какие навыки им необходимо развивать для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, и как правильно ориентироваться в жанровых и тематических требованиях к сочинению. Это также поможет им сформировать более глубокое понимание своей коммуникативной задачи при выполнении задания с развернутым ответом.
Значимость критериев К1-К4 в проверке сочинения заключается в том, что они позволяют получить до 10 баллов к общему результату, а также являются важной частью требований к композиционному оформлению работы выпускника.
Экспертная проверка сочинения по критериям К1 - К4 и ознакомление с ними учащихся
Эксперт при проверке сочинения по указанным критериям К1 - К4 руководствуется следующими принципами, установленными в методических рекомендациях для проверяющих специалистов:
- Оценивая формулировку проблемы текста, эксперт проверяет, есть ли четкая формулировка проблемы в начале сочинения, оценивает, насколько полно и точно автор описал проблему и не упустил ли важные аспекты, а также обращает внимание на способ формулировки проблемы.
- Оценивая качество аргументации, эксперт, проверяет, насколько аргументы, использованные автором, логичны и последовательны, рассматривает наличие доказательств и примеров, которые подтверждают аргументы, а также то, как автор использует их для оформления своей мысли, какой комментарий дает к каждому аргументу.
- Установление смысловой связи между аргументами оценивается с точки зрения установления смысловой последовательности между приведенными примерами, позволяющими понять авторский способ раскрытия сущности проблемы.
- Проверяя правильность выражения авторской позиции, эксперт отмечает, насколько ясна авторская позиция ученику, с чем он соглашается или не согласен, а также проверяет, как глубоко ученик анализирует проблему и определяет варианты ее решения автором.
- Отношение учащегося к позиции автора определяется уровнем понимания позиции автора и согласия / несогласия с ней, качеством аргументов, с помощью которых ученик выражает свою точку зрения, соглашаясь с автором или опровергая его суждения, а также глубиной и доказательностью приведенных аргументов в защиту своей позиции.
Зная критерии оценивания и ход мысли эксперта при проверке, ученик может написать сочинение, полностью соответствующее указанным требованиям, и получить максимальный балл. Для этого в ходе подготовки к экзамену необходимо:
- Объяснить ученику все критерии проверки сочинения ЕГЭ по русскому языку и то, как каждый из этих элементов влияет на оценку сочинения.
- Продемонстрировать ученику примеры хороших и плохих сочинений ЕГЭ, обсудить, по каким критериям одно сочинение было оценено высоко, а другое - низко.
- Предложить ученику написать несколько сочинений по разным темам и оценить их по критериям проверки, объяснив, в каких местах сочинения нужно исправить ошибки, чтобы получить более высокую оценку.
- Практиковать написание сочинений с учениками в классе, давая обратную связь по результатам их проверки.
- Предложить ученику самостоятельно проверить сочинение по указанным критериям.
Целенаправленная работа над осознанием и применением критериев оценки сочинения при его написании поможет значительно повысить качество подготовки выпускников.