Подготовка к изложению в формате ГИА в школе
Изложение по русскому языку имеет давнюю традицию использования в преподавании русского языка. Будучи продуктивно-репродуктивной формой деятельности, оно, с одной стороны, приучает детей работать с текстом, анализировать его структуру, с другой стороны, вводит элементы речевого творчества в деятельность ребенка, помогает научиться выражать свои мысли письменно, развивает навыки связной речи. Поэтому значение изложения в системе упражнений по формированию речевой культуры чрезвычайно высоко.
Изложение также является формой контроля усвоения языковых умений и навыков. Оно позволяет проверить:
- Уровень развития восприятия и понимания текста на слух.
- Способность к анализу функционально-смыслового типа речи, а также его проблемно-тематической составляющей.
- Умение вычленять композиционную структуру текста и передавать содержание его основных микротем.
- Навыки создания речевых произведений на основе услышанного.
- Навыки применения на практике изученных норм орфографии и пунктуации, а также иных норм культуры письменной речи.
- Уровень развития речевых навыков, богатство речи, ее выразительность, разнообразие используемых синтаксических конструкций и проч.
Изложение, будучи эффективным средством контроля письменной речи, вошло в состав заданий Основного государственного экзамена и используется для итоговой аттестации по русскому языку. У многих учащихся формат изложения, который предполагает экзамен, вызывает трудности, поскольку текст читается диктором, а не учителем, ограничено количество слов в изложении, а также стоит задача написать сжатое изложение, следовательно, требуется подвергнуть текст сокращению. Поэтому необходимо осуществлять целенаправленную подготовку к написанию изложения, подобного экзаменационному, в течение длительного периода обучения, чтобы сделать его привычным и понятным для учащихся.
Эффективные технологии обучения изложению при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Методика подготовки к изложению в формате ГИА требует комплексного подхода и касается нескольких направлений:
- Обучение активному слушанию и анализу текста.
- Усвоение приемов сжатия информации и сокращения содержания текста.
- Изучение приемов литературного редактирования черновика сочинения.
Обучение восприятию и анализу текста на слух включает несколько приемов:
- Прослушивание текста (однократное и двукратное) с последующим ответов на вопросы по его содержанию.
- Составление плана текста после прослушивания.
- Прослушивание текста с последующей проверкой понимания содержания с помощью игры «Верю / не верю» (дается перечень утверждений, принадлежность которых к содержанию текста необходимо установить).
- Прослушивание текста с последующим заполнением «лакун» в деформированном тексте.
Наиболее сложным является выработка навыка сжатия информации, который базируется на трех приемах:
- Поиск и исключение избыточной информации (развернутых описаний, рядов синонимов, диалога, риторических вопросов).
- Обобщение содержания ряда близких по смыслу предложений.
- Замена развернутых сложных конструкций более простыми конструкциями, но отражающими основное содержание фрагмента.
Чтобы помочь школьникам овладеть навыками сжатия информации, необходимо использовать следующие задания:
- Задания на трансформацию языковой единицы: объедините ряд простых предложений в одно сложное; разбейте сложное предложение на ряд простых; переведите прямую речь в косвенную.
- Задания, вводящие лимит на передачу информации исходного текста: перескажите содержание абзаца, используя не более сорока-пятидесяти слов; передайте основное содержание текста, используя четыре предложения.
- Задания на редактирование исходного текста: отредактируйте текст, исключив из него причастные обороты (деепричастные обороты, обращения, вводные слова); отредактируйте текст, заменяя ряды синонимов близким по семантике словом.
Обучение редактированию чернового варианта проходит в три этапа:
- Развитие умения анализировать содержание изложения с точки зрения его композиционной структуры, логики изложения, наличия речевых недочетов.
- Формирование навыка поиска и исправления орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок.
- Редактирование стиля изложения.
Первый аспект связан с оценкой композиции изложения, структура которого связана с последовательностью смены микротем исходного текста. При усвоении композиционной схемы оригинала у учащегося нет трудностей с выделением основных частей в сочинении. Логика изложения бывает нарушена при грубом искажении композиционной структуры, добавлении лишних тем, пропуске микротем, что затрудняет понимание написанного текста. Кроме этого, необходимо следить за точностью словоупотребления, нормами лексической сочетаемости слов, а также отсутствием других недочетов (плеоназмов, тавтологии, речевой избыточности или, наоборот, недостаточности). Грамотный подход к редактированию речевых ошибок помогает избежать и стилистических ошибок, что повышает качество стиля сочинения.
При редактировании правописания необходимо приучить учащихся пользоваться словарем, заменять слова, в написании которых они не уверены, на синонимы, а также руководствоваться знаниями о пунктограммах и орфограммах, полученными в курсе русского языка в школе.
Таким образом, обучение изложение в формате ОГЭ должно опираться на системный подход и включать разные аспекты работы с исходным текстом.