Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффективные технологии обучения изложению при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Подготовка к изложению в формате ГИА в школе

Изложение по русскому языку имеет давнюю традицию использования в преподавании русского языка. Будучи продуктивно-репродуктивной формой деятельности, оно, с одной стороны, приучает детей работать с текстом, анализировать его структуру, с другой стороны, вводит элементы речевого творчества в деятельность ребенка, помогает научиться выражать свои мысли письменно, развивает навыки связной речи. Поэтому значение изложения в системе упражнений по формированию речевой культуры чрезвычайно высоко.

Изложение также является формой контроля усвоения языковых умений и навыков. Оно позволяет проверить:

  1. Уровень развития восприятия и понимания текста на слух.
  2. Способность к анализу функционально-смыслового типа речи, а также его проблемно-тематической составляющей.
  3. Умение вычленять композиционную структуру текста и передавать содержание его основных микротем.
  4. Навыки создания речевых произведений на основе услышанного.
  5. Навыки применения на практике изученных норм орфографии и пунктуации, а также иных норм культуры письменной речи.
  6. Уровень развития речевых навыков, богатство речи, ее выразительность, разнообразие используемых синтаксических конструкций и проч.

Изложение, будучи эффективным средством контроля письменной речи, вошло в состав заданий Основного государственного экзамена и используется для итоговой аттестации по русскому языку. У многих учащихся формат изложения, который предполагает экзамен, вызывает трудности, поскольку текст читается диктором, а не учителем, ограничено количество слов в изложении, а также стоит задача написать сжатое изложение, следовательно, требуется подвергнуть текст сокращению. Поэтому необходимо осуществлять целенаправленную подготовку к написанию изложения, подобного экзаменационному, в течение длительного периода обучения, чтобы сделать его привычным и понятным для учащихся.

Эффективные технологии обучения изложению при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к изложению в формате ГИА требует комплексного подхода и касается нескольких направлений:

  1. Обучение активному слушанию и анализу текста.
  2. Усвоение приемов сжатия информации и сокращения содержания текста.
  3. Изучение приемов литературного редактирования черновика сочинения.
«Эффективные технологии обучения изложению при подготовке к ОГЭ по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Обучение восприятию и анализу текста на слух включает несколько приемов:

  1. Прослушивание текста (однократное и двукратное) с последующим ответов на вопросы по его содержанию.
  2. Составление плана текста после прослушивания.
  3. Прослушивание текста с последующей проверкой понимания содержания с помощью игры «Верю / не верю» (дается перечень утверждений, принадлежность которых к содержанию текста необходимо установить).
  4. Прослушивание текста с последующим заполнением «лакун» в деформированном тексте.

Наиболее сложным является выработка навыка сжатия информации, который базируется на трех приемах:

  1. Поиск и исключение избыточной информации (развернутых описаний, рядов синонимов, диалога, риторических вопросов).
  2. Обобщение содержания ряда близких по смыслу предложений.
  3. Замена развернутых сложных конструкций более простыми конструкциями, но отражающими основное содержание фрагмента.

Чтобы помочь школьникам овладеть навыками сжатия информации, необходимо использовать следующие задания:

  1. Задания на трансформацию языковой единицы: объедините ряд простых предложений в одно сложное; разбейте сложное предложение на ряд простых; переведите прямую речь в косвенную.
  2. Задания, вводящие лимит на передачу информации исходного текста: перескажите содержание абзаца, используя не более сорока-пятидесяти слов; передайте основное содержание текста, используя четыре предложения.
  3. Задания на редактирование исходного текста: отредактируйте текст, исключив из него причастные обороты (деепричастные обороты, обращения, вводные слова); отредактируйте текст, заменяя ряды синонимов близким по семантике словом.

Обучение редактированию чернового варианта проходит в три этапа:

  1. Развитие умения анализировать содержание изложения с точки зрения его композиционной структуры, логики изложения, наличия речевых недочетов.
  2. Формирование навыка поиска и исправления орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок.
  3. Редактирование стиля изложения.

Первый аспект связан с оценкой композиции изложения, структура которого связана с последовательностью смены микротем исходного текста. При усвоении композиционной схемы оригинала у учащегося нет трудностей с выделением основных частей в сочинении. Логика изложения бывает нарушена при грубом искажении композиционной структуры, добавлении лишних тем, пропуске микротем, что затрудняет понимание написанного текста. Кроме этого, необходимо следить за точностью словоупотребления, нормами лексической сочетаемости слов, а также отсутствием других недочетов (плеоназмов, тавтологии, речевой избыточности или, наоборот, недостаточности). Грамотный подход к редактированию речевых ошибок помогает избежать и стилистических ошибок, что повышает качество стиля сочинения.

При редактировании правописания необходимо приучить учащихся пользоваться словарем, заменять слова, в написании которых они не уверены, на синонимы, а также руководствоваться знаниями о пунктограммах и орфограммах, полученными в курсе русского языка в школе.

Таким образом, обучение изложение в формате ОГЭ должно опираться на системный подход и включать разные аспекты работы с исходным текстом.

Дата последнего обновления статьи: 08.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot