Духовно-нравственное воспитание подростков на занятиях РКИ
Воспитательная работа на уроках является важной частью педагогического процесса, поскольку позволяет реализовывать комплексную цель образования. При этом воспитательный потенциал предметов, связанных с гуманитарным знанием, особенно велик, так как он позволяет приобщить учащихся к основным ценностям и нормам, выработать основы мировоззрения и необходимые навыки поведения.
Духовно-нравственное воспитание в школе является одним из направлений единого процесса социализации личности, направленного на привитие общественно-значимых норм и ценностей, морально-этических установок и мотивов поведения, а также развитие необходимых навыков социального взаимодействия, основанных на идеалах духовности и нравственности.
Язык является мощным фактором социализации индивида, поскольку именно языковое опосредование способствует усвоению нравственных норм, развитию эмоционально-волевой сферы, необходимой для нравственной регуляции поведения. При этом язык является инструментом познания культуры, этики, поскольку он отражает основные ценностные установки той или иной культуры.
В преподавании РКИ духовно-нравственное воспитание имеет особое значение, так как оно позволяет не только развивать внутренний мир личности, но и приобщает инофона к освоению социокультурных ценностей русского мира, показывает многообразие и богатство нравственного содержания русской ментальности, которая нашла отражение в языке.
Духовно-нравственное воспитание на занятиях РКИ реализуется с помощью системы педагогических технологий и подходов, применяемых в обучении. В их числе:
- Личностно-ориентированный подход, предполагающий учет индивидуальных возможностей каждого учащегося, уровня его языкового развития, его образовательных потребностей и уровня мотивации к изучению языка.
- Дифференцированный подход как разновидность технологии персонализации обучения, который связан с учетом неоднородности состава учащихся, разницы в их подготовке и языковых способностях, обусловливающих различия в содержании материала, формах и методах его усвоения.
- Гуманистический принцип организации образования, который предполагает опору на ценности педагоги сотрудничества, взаимопонимания, уважение личности ученика, признание его права на индивидуальную траекторию развития и обучения.
- Принцип здоровьесбережения, основанный на оптимизации учебного процесса для сохранения физического, психического, эмоционального здоровья и комфорта учащегося.
- Принцип свободы и ответственности участников образовательного процесса, который предполагает возможность выбора пути обучения с соблюдение основных обязательств по усвоению предметного содержания независимо от траектории обучения.
Методика духовно-нравственного воспитания личности средствами РКИ
На практике духовно-нравственное воспитание в преподавании РКИ возможно реализовать двумя путями:
- Через содержание учебного материала, который предъявляется учащимся во время уроков.
- Посредством организации обучения с применением специальных приемов, методов и форм работы на уроках, в процессе внеаудиторной занятости.
Содержание учебного материала, который используется для работы на занятиях РКИ, должно иметь воспитательное значение, содействуя духовно-нравственному формированию учащегося-подростка. Этого можно достичь с помощью следующих дидактических единиц:
- Использование аутентичных текстов художественной литературы, затрагивающих нравственную проблематику. Это могут быть короткие нравоучительные рассказы, притчи, басни, которые помогают учащимся не только развивать коммуникативно-речевые навыки, но анализировать нравственную проблематику.
- Использование средств мультимедиа, которые стимулируют познавательную активность, оказывают эстетическое воздействие на учащихся. К ним можно отнести фрагменты музыкальных произведений, театральных постановок, художественных фильмов, заставляющих задуматься о темах нравственности и духовности.
- Чтение и анализ публицистических произведений, отражающих различные аспекты духовно-нравственной проблематики (например, «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева).
- Использование произведений фольклора (пословиц, поговорок, сказок, былин, легенд и преданий), которые позволяют затронуть темы нравственности: взаимоотношения добра и зла, справедливости, ответственности, долга.
Методы и приемы, используемые для реализации духовно-нравственного воспитания на уроках РКИ, включают:
- Методы рассказа, примера или демонстрации, которые наглядно показывают ученикам значимость духовно-нравственных проблем.
- Метод эвристической беседы, в ходе которой учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают о нравственной проблематике.
- Метод учебной дискуссии, диспута по актуальным темам и проблемам (например, взаимоотношения человека и природы, «экология» слова, сохранение культурного наследия).
- Метод проекта, в ходе которого учащиеся самостоятельно или в группах работают над какой-либо темой, касающейся духовности, нравственности, морали и их отражения в языке и литературе.
- Метод кейсов, предполагающий решение проблемных учебных задач с использованием различных техник индивидуально-групповой работы.
Особую роль в организации воспитательной работы по РКИ играют внеаудиторные формы занятости (проведение литературных вечеров, конкурсов знатоков русского языка, постановка спектаклей, посещение открытых мероприятий в музеях, библиотеках). Они позволяют приобщить учащихся-инофонов к ценностям русской национальной культуры, показать своеобразие и богатство духовной культуры России.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание подростков на занятиях РКИ способствует их адаптации к новым языковым условиям и интеграции в морально-этическую систему ценностей русского социума.