Дискусивные слова: понятие и функции в тексте
Дискурсивные слова – это элементы коммуникации, которые способствуют развертыванию высказывания и связи его частей на смысловом уровне, а также выражению различных авторских интенций.
К дискурсивным словам, которые выражают разные оттенки значения (обобщение, исключение, выделение, ограничение) относятся такие лексемы, как «вообще», «даже», «вроде», «просто», «только» и другие. Роль дискурсивных слов заключается в том, что в пространстве дискурса они играют роль актуализаторов восприятия текста, что позволяет говорящему (пишущему) передавать различные оттенки модальности. Поскольку среди русских лексико-грамматических средств особую роль в передаче оттенков значения играют частицы, которые выражают различные смыслы и делают речь более выразительной, семантически насыщенной. Также к дискурсивным словам можно отнести и вводные слова, которые выражают различные оттенки отношения говорящего к тому, что он сообщает.
Таким образом, в тексте функции дискурсивных лексем заключаются в следующем:
- Организуют коммуникацию, обеспечивая правильное понимание авторских интенций читателями (слушателями).
- Передают различные оттенки модальности высказывания.
- Являются маркерами авторского оценки, субъективности в дискурсе.
- Являются средствами выразительности речи.
Дискурсивные слова в аспекте РКИ: семантика и функционирование
В соответствии с требованиями стандартов языковой подготовки в области РКИ изучающие русский язык как иностранный должны овладеть дискурсивными словами, знать особенности их значения и функции в речи, а также варианты их употребления в зависимости от выражаемой семантики. Не секрет, что при изучении иностранного языка большую роль играет развитие языковой интуиции, поэтому усвоение дискурсивных слов помогает воспринимать тексты на иностранном языке, способствуя развитию коммуникативно-речевой компетенции.
Применяя специально разработанную систему дидактических упражнений, преподаватель РКИ может использовать в качестве материала для работы аутентичные тексты. К ним относятся посты в социальных сетях, блоги, художественные тексты на русском языке. Ценность таких дидактических материалов состоит в том, что они создаются не в учебных целях, а отражают реальные коммуникативные стратегии дискурса. Следовательно, функционирование дискурсивных слов в таких текстах будет наиболее репрезентативным и наглядным. При использовании аутентичных текстов необходимо помнить о соблюдении принципа доступности содержания и языкового оформления для инофонов. Преподавателю необходимо адаптировать тексты, если они представляют значительную сложность для восприятия, исключив из них непонятные слова и заменив их синонимами, а также упростив их грамматическое оформление.
Система упражнений, которая используется для обучения инофонов работе с дискурсивными словами, включает следующие типы заданий:
- Упражнения, целью которых является опознание дискурсивных единиц в контексте, а также их понимание в соответствии с тем значением, которое актуализировано в данном высказывании. Например, слово «вообще» в русском языке многозначно и может употребляться в разных контекстах: Я сказал это вам вообще (абстрактно). Вообще все здесь неправильно (во всех отношениях, с о значением усиления). Он описал нам ситуацию вообще (не вдаваясь в подробности, в общем).
- Упражнения, целью которых является языковое моделирование. Инофоны получают задание составить высказывание по образцу, используя предложенные дискурсивные слова в определенном значении. Например, используя слова «только», «лишь», «именно» составьте предложения по модели «Я выбираю …, потому что».
- Упражнения, основанные на лингвистическом эксперименте. Учащимся предлагаются высказывания с дискурсивными словами, которые они должны убрать из текста, понаблюдать за изменением значения фразы и определить, какую роль в формировании семантики играло дискурсивное слово. К примеру, в высказывании «Только он начал читать книгу, зазвонил телефон» при изъятии слова «только» смысл меняется. В первом случае дискурсивное слово передает временное значение, во втором случае – предложение включает последовательное изложение событий, которые произошли не одномоментно, а одно за другим.
- Упражнения на восстановление деформированного текста. Опираясь на слова для справок, ученики должны вставить в текст пропущенные и подходящие по смыслу дискурсивные слова.
- Упражнения, направленные на развитие навыков связной монологической речи. Инофоны получают задание составить собственные речевые произведения, тематика которых соотносится с той, которая обсуждалась на занятии, с использованием дискурсивных слов. Преподаватель может сформировать список дискурсивных слов заранее и указать те, которые являются обязательными для сочинения, и те, употребление которых факультативно.
Таким образом, функционирование дискурсивных слов имеет большое значение для коммуникации в целом, так как в значительной мере обеспечивает понимание читателем (слушателем) коммуникативных намерений автора и предупреждает возможности неверной интерпретации высказывания.