Этикетные речевые жанры в дискурсе радио
Этикетные речевые жанры являются частью стереотипного ритуализованного общения, которое складывается в рамках определенной национальной коммуникативной культуры.
Трансформируясь и видоизменяясь, этикетные жанры существуют в современном медиапространстве на радио, на телевидении, в печатных СМИ, в дискурсе Интернета. Поскольку коммуникация на радио представляет собой публичную сферу общения, то этикетные жанры, функционирующие здесь, направлены на реализацию фатической функции коммуникации в массмедиа. К типичным разновидностям этикетных речевых жанров на радио можно отнести:
- Официальное обращение к радиослушателям представителей органов власти, а также иных лиц, выступающих в статусно-ролевой коммуникации.
- Приветствие радиоведущего, а также прощание с радиослушателями.
- Поздравление как официальное (например, от лица главы администрации города или региона), так и неофициальное (например, в различных радиопередачах, посвященных музыкальным поздравлениям).
- Пожелания ведущего радиослушателям (как этикетная часть радиодискурса).
Динамические процессы в этикетных речевых жанрах на радио
Речевые жанры, имеющие этикетную природу, не остаются неизменными, они активно трансформируются в пространстве дискурса радио, подчиняясь действию различных факторов. Рассмотрим некоторые из причин динамических процессов в системе этикетных жанров на радио:
- Одной из экстралингвистических причин выступает изменившийся социокультурный контекст, что, прежде всего, проявляется в изменении коммуникативных стратегий и тактик этикетной коммуникации, а также функций языка. Общая нацеленность медиакоммуникации на сокращение дистанции между участниками публичного общения появляется в том, что на радио господствуют тенденции, связанные со сближением со слушателем, установлением межличностного контакта, созданием иллюзии «интимности» в общении. Более того, речевые особенности бытовой этикетной коммуникации активно проникают на радио, трансформируя некогда строгие формулы речевого взаимодействия диктора и слушателей. Так, в сферу этикетных формул приветствия/прощания проникают фразы «привет всем», «до связи», «услышимся», «оставайтесь на связи» и проч.
- Другой экстралингвистический фактор, влияющий на жанровую трансформацию, связан с социально-экономическими изменениями. Так, государственные радиостанции заменяются частными, что порождает большой диапазон различных медиа с разной аудиторией и разной направленностью вещания. Все это, в свою очередь, ведет к размыванию стилевых границ. В речевом оформлении этикетной речи на радио появляются фразы, которые являются результатом авторской речевой креативности (например, «утречка вам бодренького», «уважаемые друзья, дамы и дамовладельцы»).
- Влияние на радиовещание традиций межкультурного взаимодействия и межъязыкового влияния. Например, характерная для западной коммуникативной культуры обращение к собеседнику на «ты», использование для номинации имени вместо имени и отчества становится частью коммуникации на отечественном радио. Помимо этого, западноевропейские речевые этикетные формулы проникают в традиционные жанры приветствия, прощания, пожелания: Хай, гайз! Бай-бай! Отличного вам уик-энда! Буэнос диас, амигос! и проч.
- Внедрение в радиодискурс технических инноваций массмедиа. Например, благодаря появлению Интернета возникает конвергенция радио- и телевизионной трансляции. Так, многие программы на радио «Эхо Москвы» не только выходят в радиоэфире, но и записываются на видео с целью последующей демонстрации в Интернете. Кроме того, многие радиоэфиры сопровождаются текстовыми стенограммами выступлений или сообщений экспертов. Также формат существования радиостанции в Интернете позволяет реализовывать больше интерактивности в сфере взаимодействия со слушателями. Например, появляются комментарии к выпускам или записям эфиров, в которых пользователи активно обсуждают публикацию, ее тему.
Основные тенденции трансформации этикетных радиожанров
Перечисленные особенности социокультурной и социально-экономической среды обусловливают изменения, которым подвергаются этикетные речевые жанры на радио. Следует отметить, что общими тенденциями в трансформации этикетных речевых жанров являются:
- Стилевое многообразие, которое приводит к стиранию границ между разными жанрами и жанровыми формами, которые прежде отличались коммуникативно-речевой устойчивостью.
- Тяготение публичных этикетных жанров медиадискурса к межличностной коммуникации.
- Установка на интерактивность, активное взаимодействие со слушателями.
- Обращение к различным каналам восприятия информации (визуальным, текстовым, слуховым) для максимального погружения пользователя в контекст дискурса медиа.
Таким образом, разрешение устоявшихся стереотипов речевого поведения – одна из наиболее ярких черт современного дискурса на радио, что находит отражение в системе этикетных речевых жанров и их изменении.