Чек-лист как инструмент обучения
Внедрение новых образовательных стандартов требует от учителя не только развития предметных навыков школьника, но и вооружения его универсальными умениями, связанными с планированием своей деятельности и контролем ее осуществления. Между тем практика показывает, что дети зачастую испытывают трудности с организацией своей учебной деятельности, не владеют приемами, позволяющими эффективно распределять задачи на пути к достижению цели. В этой ситуации учителю необходимо помочь детям овладеть инструментами планирования и реализации своей деятельности.
Чек-лист – понятие, пришедшее в педагогику из других областей деятельности, но активно используемое в преподавании и обучении. Чек-лист представляет собой педагогический инструмент организации и планирования учебной деятельности.
Чек-лист выглядит как совокупность учебных действий (задач), которые необходимо реализовать, чтобы добиться поставленной цели.
Чек-листы могут составляться как для овладения большими темами (разделами), так и для упорядочивания работы над текущими задачами.
Функции чек-листа в образовании следующие:
- Ориентационная: дает ученикам представление о конкретных учебных действиях, связанных с достижением образовательного результата.
- Организационная: способствует упорядочиванию учебной деятельности.
- Диагностическая: помогает ученику выявить пробелы в знаниях и своевременно их ликвидировать.
- Обучающая: помогает усвоить учебный материал.
- Контрольная: обучает навыкам самоконтроля за ходом осуществления деятельности и ее соответствием планируемому результату.
Технология составления чек-листа проста. Учителю необходимо осуществить ряд последовательных шагов, чтобы составить чек-лист:
- Изучить перечень предметных результатов к освоению темы (раздела).
- Определить виды учебной деятельности, способствующие успешному изучению темы.
- Перечислить последовательно учебные действия, которые приведут учеников к желаемым предметным результатам.
Например, чек-лист к уроку «Причастие как часть речи» может выглядеть следующим образом:
- Узнать, чем причастие отличается от глагола и прилагательного.
- Понаблюдать за употреблением причастий в речи.
- Изучить признаки причастия как части речи.
- Найти причастия в тексте, мотивировать свой ответ.
Использование чек-листа в преподавании русского языка в школе
Работу с чек-листами на уроках словесности можно организовать различным образом:
- Учитель может использовать чек-лист как вспомогательный элемент на этапе целеполагания.
- Чек-лист используется как инструмент организации самостоятельной работы учеников: в группах, в парах или индивидуально. В этом случае чек-лист содержит алгоритм действий, которые должен выполнить ученик за урок.
- Чек-лист используется как прием контроля. Перед началом изучения темы учитель вывешивает в классе чек-лист к ней, чтобы ученики моли видеть, на каком этапе изучения материала они находятся, все ли аспекты темы усвоены, каков объем материала, подлежащего контрольной проверке и оцениванию.
Чек-листы являются универсальным инструментом, который используется не только педагогом, но и учениками. Поэтому учителю необходимо обучать детей составлению чек-листов для самостоятельного решения учебных задач. Эта работа может стать частью процесса по формированию универсальных умений планирования учебной деятельности.
Работа по обучению планированию деятельности с использованием чек-листов может строиться следующим образом:
- Учитель предлагает ребятам проанализировать чек-лист к теме, составленный учеником, и дополнить (исправить) его.
- Учитель пишет на доске или демонстрирует на слайдах перечень действий, а ученики решают, какие из них и в какой последовательности необходимо включить в чек-лист.
- Учитель дает детям чек-лист, в котором есть только начало и конец, ребятам нужно восстановить основное содержание.
- Педагог делит класс на группы и предлагает каждой из них в течение 5 минут составить свой чек-лист к теме урока. По итогам работы происходит обсуждение чек-листов, разбор ошибок, определение лучшего варианта.
- Учитель задает на дом работу над чек-листом к теме перед повторительно-обобщающими уроками.
- Педагог предлагает детям разработать чек-лист по пройденной теме, а затем обменяться с соседом и провести взаимный опрос.
Использование данных приемов позволяет выработать у детей навыки постановки целей, поиска, оценки и отбора действий, которые необходимо выполнить для их осуществления. Такая работа дисциплинирует учеников, помогает увидеть конечный результат учебной деятельности и делает урок и активность в течение занятия более осмысленными и личностно значимыми. Применение чек-листов также развивает умение контролировать свою деятельность, следить за правильностью ее осуществления на каждом этапе. В конечном итоге все это способствует развитию активности, сознательности в учении и помогает в усвоении учебного материала.