Особенности антонимии как языкового явления и её функции в фольклорных паремиях
Антонимия представляет собой явление, основанное на наличии в лексике парадигматических (внутрисистемных) отношений.
Антонимия – это языковой феномен, основанный на противопоставлении лексических единиц по их семантике. Слова с противоположным значением образуют группы (пары), именуемые антонимами.
В качестве примеров таких единиц можно привести следующие: день – ночь, сладкий – солёный, прийти – уйти, здесь – там.
Явление антонимии характерно для слов различных лексико-грамматических классов. Чаще всего антонимы представляют собой разнокорневые лексические единицы (умный – глупый), однако иногда в качестве антонимичных могут выступать и однокоренные слова: умный – неумный, выйти – войти.
В зависимости от степени противопоставления всех семантических компонентов значения выделяют абсолютные антонимы (холодный – горячий) и относительные (холодный – тёплый). Последние отличаются неполным противопоставлением сем, входящих в значение данных лексических единиц.
Кроме этого, выделяют контекстные антонимы – лексемы, которые выступают в отношения семантического противопоставления в контексте, речевом окружении: «Бабушка велела мне нарвать спелой ягоды, а зелёный крыжовник пока не трогать» («спелый – зелёный» в значении «неспелый» являются контекстными антонимами).
Антонимы часто используются в фольклорных паремиях – пословицах и поговорках: Ученье – свет, а неученье – тьма. Нет худа без добра. Больше думай, меньше говори. Мир строит, а война разрушает.
Антонимы в пословицах и поговорках выполняют несколько функций:
- Усиливают выразительность высказывания, придавая ему законченный, афористичный характер: Корень учения горек, а плод его сладок.
- Реализуют приём антитезы – намеренного противопоставления каких-либо явлений или понятий: Сытый голодного не разумеет.
- Служат средством оценки, выражения речевой экспрессии: Умный любит учиться, а дурак – учить.
Антонимия в пословицах и поговорках о содержании и смысле жизни
Широкий пласт фольклорных паремий – пословицы и поговорки тематической группы «Жизнь и её смысл».
Приведём примеры таких пословиц:
- Жизнь прожить – не поле перейти.
- Век живи – век трудись.
- Для себя жить – тлеть, для людей – гореть.
- Жизнь дороже всех сокровищ.
Многие из этих пословиц построены на приёме антитезы – противопоставления, языковым средством выражения которого являются антонимы, противительные союзы: Жизнь короткая, да слава долгая. Жизнь не камень: на месте не лежит, а вперед бежит. Жизнь красна, так и смерть не страшна.
Наиболее частыми семантическими противопоставлениями в пословицах о смысле жизни выступают:
- Оппозиция «жизнь» - «смерть» (Жизнь не докучила, а к смерти не привыкнешь. Жизнь красна, так и смерть не страшна. Пока жизнь – живём, а смерть придёт - помрём). В пословицах с данным противопоставлением антонимическая пара «жизнь – смерть» формирует образ человеческого бытия в народном сознании как единство жизни и смерти. В представлении народа жизнь человека, её ценность и значимость определяется не только тем, как человек её прожил, но и тем, как он её закончил. Кроме этого, данные антонимы выражают философское отношение народа к проблеме конечности бытия: смерть не видится трагедией, а является естественным продолжением жизни.
- Оппозиции категории «содержание жизни» (Жизнь короткая, да слава долгая. Жизнь как луна: то полная, то на ущербе. Жить бы с другом, да недруг помешал). Функция антонимов в данных фольклорных паремиях – подчеркнуть значимость правильно прожитой жизни, указать на противоречивость жизни, её сложность, а также показать, что плохое и хорошее, отрицательное и положительное в жизни тесно переплетаются.
- Антонимы в пословицах со значением «судьба» помогают увидеть народные представления о превратностях судьбы, соединении в человеческой жизни противоположных понятий – горе и радости, нужды и богатства, болезни и здоровья, удачи и неудач: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Счастье на крылах, а несчастье на костылях. Горе и радость рука об руку ходят.
Антонимы в пословицах о содержании и смысле жизни выступают как один из компонентов, помогающих реализации приёма антитезы. Антитеза, усиливая выразительность пословиц, придаёт им законченный в смысловом отношении характер. Предлагая взглянуть на жизнь с противоположных сторон, фольклорные паремии формируют особую жизненную философию, воплощённую в русской ментальности. Согласно национальным представлениям, жизнь отличается сложностью и противоречивостью, в ней много контрастов, она изменчива и сочетает плохое и хорошее. При этом русский человек привязан к жизни и ценит её, проявляя философское отношение к факту конечности своего бытия. Жизнь оценивается через её отношение к смерти: именно наличие смерти придаёт жизни смысл, заставляет человека творить добро, чтобы заслужить посмертную память и уважение.