Аналитические медиажанры как часть медиадискурса
Анализ аналитических медиажанров является проблемным полем современной лингвистики. Трудности связаны с тем, что в медийной жанрологии в качестве основания для выделения аналитических жанров применяются неоднородные критерии, препятствующие построению единой классификации. Традиционный подход к выделению аналитических жанров (который противопоставляет их в общем коммуникативном пространстве медиа с информативными жанрами) соседствует с классификациями, основанными на учет жанровой специфики данных текстов. Другая позиция заключается в плюралистичности критериев, по которым сообщение относится к аналитическим медиажанрам. Это приводит к размыванию жанровых параметров сообщения, превращению категории жанра в неопределенную категорию.
Аналитические медиажанры представляют собой жанровые формы медиадискурса, речевая прагматика которых связана не с информированием о событии, а с изложением его оценки, комментированием, рассмотрением под определенным углом для объяснения его причин, предпосылок и последствий.
Следует отметить, что такая ситуация отчасти обусловлена развитием виртуальных средств информации, размывающих традиционные жанровые формы. Возникает диффузия жанровой структуры, которая происходит как в сфере аналитических жанров, так и в области других жанровых форм медиадискурса. Диффузный характер аналитических жанров проявляется в том, что они превращаются в гибридные образования, сочетающие параметры аналитического сообщения и характеристики других жанров.
Аналитические медиажанры в пространстве времени и языка
Современные аналитические жанры в медиадискурсе функционируют не только в составе печатных СМИ в виде аналитических статей или обзоров. Они активно распространились в сфере телевизионной журналистики. Яркий пример – авторские информационно-аналитические программы на телевидении. Определение этих коммуникативных сообщений как «информационно-аналитических» указывает на их гибридную жанровую специфику. Так, помимо традиционной аналитики, авторы используют следующие информационные «вкрапления»:
- Информационные и новостные сообщения.
- Репортажи с места событий.
- Прямые трансляции и включения.
- Интервью с экспертами.
- Видеоряд и проч.
Помимо этого, происходит и изменение функциональной значимости отдельных аналитических жанров, которые уходят в прошлое, становясь «знаками времени» в пространстве коммуникации. Например, востребованный в советской журналистики жанр передовой статьи (передовицы) теперь не являются необходимым аналитическим жанром в современных печатных СМИ. Он трансформируется в жанр авторской колонки, который сочетает в себе объективные и субъективные параметры изложения материала, представляет авторский взгляд на событий, его индивидуальное осмысление. Более востребованным в современном медиадискурсе, чем в коммуникативном пространстве СССР, становится жанр аналитической статьи, превращающейся в способ авторского осмысления действительности.
Расцвет телевидения и Интернета приводит к появлению новых аналитических жанров:
- Аналитические обзоры от эксперта (журналиста).
- Жанр аналитического комментария.
- Информационно-аналитические авторские программы, представляющие собой гибридный жанр и дающие целостную картину событий за определенный период (обычно за неделю) и их анализ и оценку.
- Аналитические ток-шоу, в которых происходит встреча экспертов с целью обсуждения и анализа актуальных социально-экономических или политических вопросов.
- Аналитические интервью, которые представляют собой беседу журналиста с экспертом и получение экспертного видения проблемы или события.
- Информационно-аналитические каналы в социальных сетях, которые представляют собой варианты авторской (зачастую непрофессиональной) журналистки и направлены на формирование определенного общественного мнения о событиях за счет целенаправленной моделирования этих событий посредством их оценки и анализа.
Таким образом, аналитические медиажанры, функционирующие в современном медиадискурсе, являются открытой системой, соотносящейся со временем и особенностями массовой коммуникации как коллективной рефлексии изменяющейся действительности. Будучи открытой системой, аналитические медиажанры подвижны, динамичны, диффузны как по структуре, так и по коммуникативно-речевым репрезентациям. Однако аналитически жанры в целом, несмотря на динамические процессы внутри медиадискурса, сохраняют устойчивые признаки определенного типа социальной коммуникации, а также структурные и прагматические характеристики, что позволяет рассматривать их как самостоятельные жанровые образования в современной массовой коммуникации.