Состояние русского языка на рубеже XX-XXI вв.
Многие языковеды оценивают современное состояние литературного языка России как кризисное. Такое определение обусловлено теми проблемами, которые наиболее остро стоят в современной речевой практике: снижение грамотности, падение речевой культуры, неконтролируемые приток заимствований, проникновение жаргона в повседневную речь и язык СМИ.
Состояние русского языка на рубеже XX-XXI вв., действительно, можно определить как переломное. Язык является отражением тех трансформаций, которые произошли в общественной жизни нашей страны, затронув все сферы жизни — от политической и экономической до духовной.
Современное состояние русского языка определяют следующие тенденции:
- Демократизация речевой практики, освобождение языка СМИ от цензурных запретов и, как следствие этих процессов, снижение контроля за своей и чужой речью со стороны носителей языка.
- Освобождение языка от советских идеологических штампов, его раскрепощение и обращение к широкому диапазону тем.
- Возрастание роли межличностных форм коммуникации. На первый план выходит неформальное общение, свободное от условностей и строгих этикетных норм.
- Повышение доли устной, спонтанной и неподготовленной речи, свободно относящейся к языковой норме.
- Открытость языка внешним влияниям: заимствованиям, интернациональной лексике, неологизмам.
- Повышение роли интернет-коммуникации, активное развитие жанров естественной письменной речи (смс-переписка, комментарий, пост), которые близки к разговорной речи, менее требовательны к соблюдению норм.
- Возникновение текстов гибридной структуры (креолизованных текстов, гипертекстов), объединяющих разные типы информации: визуальную, аудиальную и текстовую (эмотиконы, гиф-картинки, демотиваторы, интернет-мемы и проч.).
Русский язык по-прежнему остаётся языком международного общения и входит в состав мировых языков. Сохраняет он свои позиции и на постсоветском пространстве, особенно в тех странах СНГ, которые поддерживают с Россией тесные экономические, образовательные и культурные отношения.
На территории Российской Федерации русский язык выступает и как государственный язык, язык официальных документов, образования, науки, культуры, и как инструмент межнационального взаимодействия между представителями этнических групп и национальных меньшинств.
Гарантированное всеобщее обязательное основное образование на русском языке обеспечивает усвоение гражданами литературной формы общенационального языка, овладение его нормами и правилами, формирование коммуникативных компетенций, востребованных современным рынком труда.
Но не все изменения, произошедшие с языком в последние десятилетия, имели благоприятное влияние на языковую систему. Часть тенденций носит негативный характер и воспринимается как факторы, угрожающие чистоте и нормативности языка.
Актуальные проблемы современного русского языка
Проблемы языкового развития — это объективно существующие противоречия между устоявшимися нормами функционирования языка и новыми тенденциями, не соответствующими сложившимся традициям.
К основным проблемам современного русского языка можно отнести:
- Неконтролируемый приток заимствованной лексики, не всегда оправданной потребностями языковой системы. Заимствования необходимы только в том случае, когда они обогащают лексический состав языка, вводя в него новые номинации, которые отсутствуют в языке-доноре. Это касается тех слов, которые называют новые понятия и явления, ещё не получившие в нашем языке своего выражения: компьютерные и технические термины (ноутбук, сканер, девайс, блютуз), названия иноязычных национальных блюд, экзотических для русской кухни (гамбургер, чизкейк, маффин, мюсли), экономические понятия (маркетинг, менеджмент, франчайзинг, лизинг). В остальных же случаях, когда заимствование выступает семантическим дублетом исконно русских слов, его употребление неуместно и нарушает чистоту речи: фэшн лук — модный образ, фактчекинг — проверка фактов, фреш стайл — свежий стиль / образ. Частью этой проблемы выступает употребление иноязычных акронимов (аббревиатур) в молодежной речи (ИМХО, ЛОЛ, ОМГ и др.), семантически избыточных, обедняющих синонимический ряд русского языка и зачастую малопонятных без специальных пояснений.
- Обеднение словарного запаса, а также грамматического строя нашего языка из-за тенденции к языковому упрощению, появлению слов-клише, выражающих оценку (трэш, клёво, жесть), использованию «телеграфного стиля» переписки (Как дела? - Так себе. -??? - Норм. - Ок).
- Активные процессы образования новых слов, многие из которых остаются чуждыми речевой практике и ассоциируются с вычурной речью, стремлением ввести слушающего в заблуждение (пролонгация контракта, эмиссионный коллапс, стагнация экономики и проч.).
- Проникновение социолектов (жаргонов) в сферу разговорно-бытового общения и язык СМИ. Особенно широкое распространение получил молодёжный сленг, слова и обороты которого проникли не только в повседневное общение, но и в язык рекламы, интернета, телевидения. Практически общеупортебительными стали слова «тусовка» (политическая тусовка), «кайф», «кайфовать» (кайфую от отдыха), «заточить» (заточить бутерброд), «лук» (модный лук). Жаргонизация речи связана также с появлением в речевой практике слов и оборотов, характерных для уголовного арго (замочить, урыть — убить, загасить — избить, западло — что-то постыдное, неудобное для говорящего).
- Семантическое опустошение слов литературного языка и использование их в качестве универсальных дефиниций: прокачка (прокачка тела / интеллекта / навыков / машины), зачётный (зачётный гамбургер / фильм / отдых), адекватный (адекватный человек / прайс / район).
- Ослабление языковой нормы и требований культуры речи, что выражается в снижении уровня грамотности, появлении многочисленных ошибок в устной и письменной речи.
- Засилье матерной лексики, используемой часто в функции эмоциональных синонимов к словам литературного языка или слов-паразитов при крайне низком развитии речевой культуры.
Существование данных проблем является объективным следствием тех изменений, которым подвергся язык в период интенсивного общественного развития, и их решение возможно только при государственной поддержке и сознательном отношении каждого индивида к своей речи.