Понятие жизнестойкости
Жизнестойкость – это система убеждений о себе и мире, позволяющая человеку не только выдерживать, но и преодолевать стрессовые ситуации.
Когда человек в трудных жизненных ситуациях выбирает привычные для него способы реагирования, обусловленные стремлением к комфорту и безопасности, то в конечном итоге это может привести к жизненному застою, к однозначности отношений с миром, к ощущению собственного бессилия. Такая личность начинает говорить о бессмысленности существования, начинает демонстрировать свое несчастное положение. Жизненными стратегиями такого человека являются конформизм, аутоагрессия, манипуляции и др. Жизненный стиль для него – это стиль поведения жертвы.
Выбор же жизнестойкого стиля говорит о смелости и мужестве человека, который стимулирует его к постоянному самообновлению, расширению представлений о мире.
Понятие жизнестойкость не имеет единого определения, а в отечественную психологию его ввел Б.Г. Ананьев. Жизнестойкость он считал исходным компонентом общей трудоспособности человека.
Рисунок 1. Жизнестойкость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Жизнеспособность в понимании И.М. Ильинского – это стремление человека выжить, стать индивидуальностью, самоутвердиться, преобразуя при этом среду обитания.
Жизнеспособная личность характеризуется физической активностью, социальной адаптированностью, развитой нравственно-волевой сферой, психологической устойчивостью. Жизнеспособный человек, безусловно, обладает знаниями и способностями, а возникающие в жизни проблемы, он умеет решать самостоятельно. Для жизнестойкой личности характерна гражданская ответственность.
Мадди С. дает психологический портрет жизнестойкой личности, в котором главным основанием считает черту «активности-пассивности», от которой надо отталкиваться при анализе жизнестойкости. Ученый считает, что нервная система человека не может бездействовать, она перерабатывает огромное количество информации – человек же, благодаря своей активности, принимает решения, влияющие на всю его жизнь. Результат решения может быть разный – он может вести человека в будущее, удерживать его в прошлом или приводить к застою.
Решение в пользу будущего связано с высоким уровнем контроля и риска, но этот выбор ценен тем, что человек получает больший объем информации, на переработку которой необходима большая активность. Решение в пользу будущего провоцирует новые наблюдения, размышления, обратную связь со стороны других людей и внешнего мира.
Выбор в пользу прошлого характеризуется низким уровнем контроля и риска, в результате нервная система и психика будут страдать от недостатка информации. В этом случае снижается когнитивная проницательность. Люди, выбирающие прошлое, постоянно что-то критикуют, на что-то жалуются, но сами не делают никаких попыток для решения образовавшихся проблем.
Выбор будущего требует от человека мужества, смелости и отваги. Жизнестойкость обеспечивает мотивацию для заботы о физическом и психическом здоровье, которое необходимо для того, чтобы продвигаться вперед, в будущее.
Межличностные отношения студентов и их особенности
Процесс вузовского обучения не может существовать без включения студентов в систему общественных отношений. В психологию коллектива студентов входит общая атмосфера его жизни и деятельности, взаимоотношения, коллективное настроение, общественное мнение, традиции и др.
Отличительными особенностями студенческого коллектива является основной вид деятельности, однородность и стабильность состава, планомерность учебной работы, высокая степень самоуправления, единые цели и ограниченность существования. Несмотря на то, что ряд показателей коллектива студентов однородный, он может объединять людей разных национальностей с разными психологическими качествами и неодинаковым семейным положением. Термин «студент» в переводе с латинского языка означает овладевающий знаниями, усердно работающий, поэтому основная деятельность студентов – учебная.
Как личность студент характеризуется с трех сторон:
- психологической,
- социальной,
- биологической.
В психологической стороне основными являются психические свойства (темперамент, характер, направленность). От них зависит протекание психических процессов и проявление психических образований. Что касается социальной стороны, то здесь имеются в виду общественные отношения и качества, которые порождаются принадлежностью студента к определенной социальной группе. Биологическая сторона говорит о типе высшей нервной деятельности, об инстинктах, безусловных рефлексах, физической силе, телосложении, цвете кожи, глаз и др. Биологическая сторона определяется наследственностью, но под влиянием внешних условий в какой-то степени может измениться.
Эти стороны раскрывают возможности и качества студента – студенческий возраст, это возраст достижения наивысших результатов. Для построения и развития межличностных отношений среди большого числа факторов, значимым выступает среда, которая формируется в вузе, а ведущим рассматривается человеческий фактор.
Для студенческой группы характерны такие динамичные процессы как структурирование, формирование и изменение межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров и др.
Межличностные отношения связывают студентов друг с другом, этот тип отношений «студент-студент» относится к горизонтальному уровню взаимодействия. Для него характерно неформальное общение, удовлетворение психологических потребностей.
По мнению Е.Е. Сапоговой, общение в студенческом возрасте выступает средством усвоения статусов и ролей, отработки навыков коммуникации и стилей общения. Это общение является разновидностью эмоционального контакта, осознание групповой принадлежности, эмоционального благополучия и устойчивости.
Уровень развития студенческой группы определяет качество межличностных отношений. В межличностном общении наблюдается избирательность, критичность по отношению к коллективу.
Со студенческим возрастом связано начало «экономической активности» и включение в самостоятельную трудовую деятельность. С другой стороны, студенческий возраст отличается сложностью становления личностных черт.
Взаимоотношения с людьми
В своих исследованиях С. Мадди обнаружил, что человек, имеющий высокую жизнестойкость, стремится к тому, чтобы поддерживать с окружающими отношения на основе взаимопомощи. В некоторых сложных ситуациях у человека бывает желание уйти и замкнуться в себе, прекратить общение со всеми. Возникает такая ситуация, когда ни до чего нет дела. На переживание такой сложной ситуации тратится много сил и, если общение удается продолжить, то можно получить нужную поддержку и легче преодолеть трудности. Общение в этом случае может быть не только с родственниками или близкими людьми, это может быть помощь психотерапевта или обладающего соответствующими знаниями врача.
Жизнестойкий человек обладает жизнестойкими убеждениями и ведет соответствующий образ жизни. Свое жизнестойкое совладание он использует для преодоления стрессовых ситуаций.
Специалисты дают описательную характеристику жизнестойкого студента – это устойчивый, пластичный и активный человек с ярко выраженной экстраверсией. В сложных жизненных ситуациях он чаще всего использует проблемно-ориентированный копинг, а эмоциональное реагирование на разрешение проблемы, отрицает.
Для жизнестойкого студента характерна интернальность. Они свободны от мнения окружающих и чувствительны к манипулированию со стороны своего окружения, предпочитают работать в одиночестве. В области межличностных отношений интерналы довольно популярны, благожелательны, уверены в себе и терпимы.
Для студентов с дефицитом жизнестойкости характерна высокая внутренняя эмоциональная напряженность, они, как правило, не уверены в себе, склонны к самообвинениям, беспокойны, тревожны и раздражительны. В межличностных отношениях у них возможны конфликтные ситуации с сокурсниками.