Отношения учителя и ученика — это модель взаимодействия, задающая тон всего учебного процесса и закладывающая прочный фундамент детского развития.
Взаимоотношения и противоречия в процессе обучения
В ходе обучения большое значение имеет не только личность учителя, но и взаимоотношения, которые происходят между ним и учениками. Их устанавливает сам учитель, при этом отношения полностью зависят от целей учителя и того, какой личностью он является и какие качества для него присущи. От того какие отношения сформируются между субъектами обучения детьми зависит все последующее обучение и воспитание, включая их соотношение.
Проблемы взаимоотношений в школе рассматривали многие исследователи, в том числе Кузьмина, Мудрик, Фельдштейн, Маркова. В процесса анализа они определили 2 направления воздействия на учеников — прямое и косвенное.
Важным является то, чтобы учащиеся прислушивались к мнению учителя, выполняя его поручения. Наряду с этим, они должны чувствовать себя комфортно, для чего учитель должен установить свой авторитет.
Установка авторитета представляет собой относительно трудный процесс. В этом деле учителю необходимо показать свой интерес и уважение, подкрепляя это знаниями. Здесь важны психологические особенности и умение находить подход к детям, поэтому даже для самого компетентного педагога это может стать сложной задачей.
Воспитательный и учебный процесс, как и любое развитие, невозможно представить без противоречий и конфликтов. Обычным явлением современного мира является конфронтация с детьми, условия жизни которых нельзя назвать благоприятными. Ученые выделили определенную классификацию конфликтов между учителем и учеником:
- действия, которые связаны с успеваемостью школьника, с выполнением заданий вне учебы;
- поведение (поступки) преподавателя в качестве реакции на нарушение учениками правил поведения в учебном заведении и вне его;
- отношения, проявление которых характерно для эмоционально-личностных отношений учеников и преподавателей.
Конфликты деятельности и поступков
Конфликт деятельности возникает между преподавателем и учеником. Он проявляются в том, что ученик отказывается выполнить учебное задание или выполняет его плохо. Для этого характерно несколько причин, включая высокую утомляемость, сложности в усвоении учебного материала. В некоторых ситуациях это может быть неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи.
Такой тип конфликта чаще всего происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала. Характерны случаи и для учителей, преподающих в классе непродолжительное время, когда отношения ограничиваются только учебной работой.
В меньшей мере такие конфликты присущи для уроков классных руководителей и для начальных к классов, где общение определяет характер сложившихся отношений с учениками в другой обстановке.
В последнее время много говорят о росте числа школьных конфликтов по причине предъявления завышенных требований к учащимся со стороны учителя. Последний начинает использовать оценки в качестве средства наказания для нарушителей дисциплины. Подобные случаи могут даже стать причиной ухода из школы способных и самостоятельных учеников, при этом у других снижается интерес к знаниям.
Педагогическая ситуация способна приводить к конфликту и при наличии ошибки при анализе поступка ученика. Учитель не выясняет мотивы или делает необоснованный вывод, поскольку одинаковый поступок может диктоваться разными мотивами.
Для конфликтов отношений характерно неумелое разрешение педагогом проблемных ситуаций. Они, как правило, имеют затяжной характер, приобретая личностную окраску и порождая длительную неприязнь ученика к учителю (способны на долгое время нарушить взаимодействие).
Причины конфликтов между учениками и педагогом и пути их решения
Среди причин педагогических конфликтов можно назвать:
- Недостаточную ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций;
- Наличие разного социального статуса у участников конфликтов, чем может определяться их поведение в конфликтах;
- Разный жизненный опыт участников, обусловливающий степень ответственности за ошибки в процессе разрешения конфликтов;
- Разное понимание событий и их причин (учитель и ученик видят конфликт разными глазами) и др.
Ошибка учителя в ходе разрешения конфликта может породить новые проблемы и конфликты, в которые уже включаются другие ученики. Так, исследователями было выведено положение, что педагогический конфликт проще предупредить, чем разрешить.
Учитель для успешного выхода из конфликта должен уметь правильно определить свою позицию. Если на его стороне находится весь коллектив класса, то ему будет проще определить оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс встает на сторону нарушителя дисциплины (или занимает двойственную позицию), то это может привести к негативным последствиям (например, конфликты могут стать хроническим явлением).
Эффективные взаимоотношения и конструктивный выход из конфликта предполагают взаимодействие педагога и родителей. Особенно это необходимо в случае, когда с учеником проблему решить невозможно самостоятельно в пределах учебного процесса.
Абсолютно неправильно всю ответственность за конфликтные ситуации, возникающие между учеником и учителем, возлагать на последнего. Это обусловлено тем, что современные школьники заметно отличаются от тех, что учились раньше, причем часто не в лучшую сторону.
Еще 20-30 лет назад невозможно было представить, что проблемы школьников связаны с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. Сегодня во многих школах это уже реальность.
Помимо того, заметно ухудшается с годами и социально-экономическая обстановка в самой школе. Это ведет, в свою очередь, к возникновению конфликтов между преподавателями и учащимися.
Снижается и качество профессиональной подготовки преподавателей, а низкий уровень жизни приводит к возникновению напряженности во взаимоотношениях. Стресс у учителей, вызванный тяготами жизни, стресс у учеников, который является следствием материальных проблем в семье, вызывает повышенную агрессию с обоих сторон.