Восприятие — это биологическая психическая функция, которая предопределяет сложный процесс приёма и преобразования информации от органов чувств. Восприятие способно формировать субъективный целостный образ объекта, который воздействует на анализаторы с помощью совокупности ощущений, инициируемых определенным объектом.
Понятие и особенности восприятия
Восприятие — это показатель, который отражает предметы и явления действительности с опорой на ощущения органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и др.) Физиологическая основа восприятия представлена взаимодействием соответствующих анализаторных систем. Они представляют собой отдельные элементы одного и того же анализатора и формирование на этой основе условных рефлексов на комплексные раздражители. В результате у людей проявляется в целом более или менее сложный образ предмета (явлений).
Восприятие заключается в возникновении субъективного образа предмета, явления или процесса, который непосредственно воздействует на анализатор или систему анализаторов. Оно состоит в особенном психическом процессе целостного отражения предметов и явлений окружающего мира. Также восприятие представляет собой систему действий, которые направлены на знакомство с предметами, воздействующими на органы чувств (так называемая чувственно-исследовательская деятельность наблюдателя).
Когнитивная психология обращена к феномену восприятия в процессе исследования познавательных процессов. В их ходе создается субъективная картина мира. С данной точки зрения восприятие можно понимать в качестве психического познавательного процесса, результатом которого выступают субъективные образы. Они непосредственно воздействуют на органы чувств.
Свойства восприятия включают:
- Целостность (познание объекта в качестве единого целого);
- Осмысленность (включение в восприятие знаний и опыта);
- Избирательность (выделение предмета из состава других);
- Константность (относительное постоянство образов);
- Апперцепция (зависимость от опыта, человеческих качеств, психического состояния).
Неоднозначное определение восприятия можно связать с различными исследовательскими задачами и сложностью феномена. Эта проблема имеет многоаспектный характер. С одной стороны, восприятие связано с универсальными когнитивными действиями, которые характерны для любой воспринимающей информации. С другой стороны, оно отражает индивидуальные особенности формирования когниций.
Восприятие инклюзивного образования
Инклюзивное образование (инклюзия) для отечественной системы образования представляет определенную инновацию. Оно предполагает грамотное управление на всех стадиях моделирования и внедрения. Эффективность инклюзии предполагает формирование системы условий. В качестве основных из них выступает готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса. Для специалистов как участников инклюзии должно быть присуще определенное восприятие этого процесса.
Оно включает все виды готовности:
- Личностная,
- Профессиональная,
- Психологическая и др.
Гуманистическая система воспитания состоит из создания нравственно-психологического климата внутри коллектива и организации коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей.
Педагогами и родителями инклюзивное образование воспринимается в качестве процесса обучения детей с особыми потребностями. Это происходит в обычных общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование, вне зависимости от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляет возможность включения в общий процесс обучения и воспитания. Впоследствии это дает возможность взрослеющему человеку становиться равноправным участником общества, снижая риски его сегрегации и изоляции.
Инклюзивное образование воспринимается часто как процесс развития общего образования. Оно подразумевает доступность образования для всех, в том числе для детей с особенными потребностями. Категория «инклюзивное образование» отражает новый взгляд не только на образовательную систему в целом, но и на место индивида в обществе.
Инклюзия решает проблему образования детей с ограниченными возможностями с помощью адаптации образовательного пространства и школьной среды к потребностям каждого ребенка. Учащиеся должны воспринимать ее как среду, в которой сняты все барьеры на пути к полному участию в образовательном процессе.
Введение инклюзии, как правило, рассматривается в обществе как высшая форма развития образовательной системы. Оно идет в направлении реализации права человека, который должен получить качественное образование в соответствии с познавательными возможностями и среде, адекватной его здоровью и месту жительства. Инклюзивное обучение и воспитание представляют собой долгосрочную стратегию Ее можно рассматривать не в качестве локального участка работы, а в качестве системного подхода к организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.
Восприятие инклюзии как формы обучения
Восприятие инклюзии касается любого субъекта образовательного процесса:
- Дети с ограниченными возможностями здоровья;
- Родители таких детей;
- Дети с нормальным уровнем развития и члены их семей;
- Педагогический состав;
- Прочие специалисты образовательного пространства;
- Администрация,
- Структуры дополнительного образования.
Работа общеобразовательного учреждения должна концентрироваться не только на формировании специальных условий для обучения и воспитания, но и на обеспечение нормального восприятия и взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между детьми с ОВЗ и их здоровыми одноклассниками.