Жизнь людей в обществе характеризуется тем, что в процессе труда они производят предметы для удовлетворения своих потребностей. Результат труда работника, т.е. предмет, который он производит, должен быть в виде сознательного представления в его голове.
Для возведения какой-либо постройки, изготовления любой вещи, важно не только воспринимать внешние условия, но и мысленно видеть перед собой то, что должно получиться в результате трудовых действий.
Говоря другими словами необходимо, чтобы деятельность человека с одной стороны, сообразовалась с внешними материальными объектами, а с другой стороны, подчинялась объектам, которые существуют только мысленно, только в идеальной форме – как продукт переработки в голове человека впечатлений действительности.
Действия человека, возникнув на основе труда и в связи с трудом, приобрели свойственную ему особенность – подчиняться сознательному представлению их результата и относится это не только к труду, но и ко всем действиям, которые приобретают сознательный, целенаправленный характер.
Эта специфическая роль сознательного отражения действительности как раз и обнаруживается в целенаправленности действий человека.
Чтобы действие в своем результате могло воплотить определенную цель, представление этой цели должно иметь субъективную форму. Важно, чтобы эта форма была сопоставима с реальными непосредственно воспринимаемыми предметами. Форма сознательного отражения реальности как раз ей и является. Например, для создания какой-либо вещи из древесины, предварительно отбирается подходящий кусок материала, который мысленно сопоставляется с задуманной вещью.
В процессе производства вещи учитываются промежуточные результаты действий, иногда вносятся поправки в образ, первоначально сложившийся в голове. Происходит изменение относительных размеров, соотношения отдельных частей вещи, упрощение её конструкции и др.
Таким образом, человек осознает свои действия по отношению к окружающим его внешним предметам действительности и по отношению к тому, что отражается в его голове и стремится достичь того, что существует только в его представлении. В результате действия человека подчиняются этому представлению, он как бы «примеривает» окружающие предметы друг к другу, сопоставляет, сравнивает их и свои представления между собой.
Наиболее устойчивый круг интересов выделяется в трудовой и учебной деятельности, именно на них чаще всего направляется произвольное внимание человека. Содержание деятельности и его цели, которые выражаются в речевой форме, постепенно занимают в сознании все большее место. В результате, возникает привычка обращать внимание на данный круг предметов и на определенную деятельность.
Знания дают возможность подмечать в предметах или мыслях такие детали, на которые не специалист не обратит внимание. Например, профессионализация внимания педагога, проявляется в том, что он начинает обращать внимание на недостатки поведения людей, находящихся вне школы и не может пройти мимо нарушений норм поведения. Технические знания заставляют инженеров присматриваться ко всякой новой машине. Мысль ученого становится предметом его размышлений, а значит и внимания.
Умение поставить в центр внимания главное, новое в жизни, связано с её направленностью.
Деятельность как психологическая категория
Деятельность в психологической науке понимается как динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром. Роль сознания в разных видах деятельности – исполнительской, управленческой, научной, естественно, различна. В сложной деятельности роль психологической составляющей будет высокой.
Как бы там ни было, в любом случае в качестве основы для формирования личности, выступает именно деятельность. Личность деятельностью порождается. Личность в психологии, таким образом, рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности и, прежде всего, в труде и общении.
Воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей действительности, происходит в процессе деятельности. Далее отношение субъекта к предметной действительности, возникшее на основе этого образа, реализуется.
Как компонент деятельности, подобная психическая реальность возникает на ранних стадиях становления человека, в ходе его ориентировочно-исследовательской деятельности.
Все животные, включая человека, в процессе такой деятельности обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию своего поведения. Различие между ними состоит в том, что деятельность человека может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений в силу развития коллективного труда и общения.
Важнейшими компонентами в содержании деятельности выделяются познавательные, эмоциональные, волевые.
Особенности феномена деятельности человека
Главными особенностями феномена деятельности человека С.Л. Рубинштейн считал следующие:
- Деятельность субъектна, т.е. принадлежит конкретному человеку;
- Её осуществление происходит только в условиях совместной деятельности субъектов;
- В ходе деятельности предполагается взаимодействие субъекта с объектом, что говорит о её предметности, реальности, содержательности;
- Деятельность сознательна и целенаправленна;
- В творческой и самостоятельной деятельности психика человека, и сам человек не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются. Именно в деятельности они могут быть объективно исследованы.
Категория деятельности используется здесь как выражение неразрывной связи человека с миром и понимание психического как изначально включенного в эту связь.
Осуществление психологического анализа структуры деятельности может быть на основе различных критериев:
- Основные психологические компоненты – мотивы, побуждающие к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты деятельности, операции, помогающие в реализации деятельности и др.
- Функции, которые выполняются каждым из выделенных компонентов в процессе деятельности;
- Качественные особенности результата.
Помимо критериев при анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:
- Генетический. Исходная форма любой деятельности в этом плане – это совместная деятельность людей. В качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации, который обеспечивает переход внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность;
- Структурно-функциональный. В основе этого плана лежит принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам». План рассматривает мотивы, цели деятельности, а также отдельные действия – мыслительные, моторные, чувственные. Между такими единицами деятельности иерархические связи подвижны. Место отображаемого объекта в структуре деятельности может изменить содержание психического отражения, его уровень – сознательный или бессознательный, а также вид регуляции деятельности – произвольной или непроизвольной;
- Динамический. Механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, условия, которые обеспечивают её движение и развитие, появление её новых форм, изучаются на основе этого плана. С его помощью исследуются условия, обеспечивающие устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке часто меняющейся реальности. Здесь большую роль играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.
Только человеческой деятельности свойственна предметность. Субъектность деятельности выражена в таких аспектах, как прошлый опыт, потребности, установки, эмоции, цели и мотивы, определяющие избирательность и направленность деятельности.
Деятельность в психологии, таким образом, рассматривается, как форма активного отношения человека к действительности и направлена на достижение сознательно поставленных целей.