Самооценка как один из регуляторов жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
Самооценка – это способность ребенка составлять собственное представление о самом себе, своих действиях и поступках, а также судить о своих умениях, навыках, личных качествах, недостатках и достоинствах.
Адекватная самооценка позволяет ребенку младшего школьного возраста объективно относиться к самому себе, выстраивать взаимоотношения с одноклассниками и педагогом, ставить цели и достигать их, соизмерять возможности и потребности в разнообразных сферах, обдумывать свои действия и поступки, принимать взвешенные решения.
Самооценка крайне важна для ребенка младшего школьного возраста, так как именно в этот период ребенок входит в новый жизненный этап, принимает на себя новую роль – школьник. Если у ребенка сформирована адекватная самооценка, то он легко воспринимает новые правила, осваивает их и организует свое поведение и действия. Если же самооценка у ребенка занижена или завышена, то ему сложно войти в новый ученический коллектив, принять предъявляемые школой и педагогом правила. Все это негативно сказывается на успеваемости ребенка в начальной школе.
Важным фактором успешного развития самооценки у детей младшего школьного возраста является оценка самого ребенка, его поведения и поступков, а также непосредственно его личностных качеств окружающими людьми.
Таким образом, сформированная адекватная самооценка у ребенка школьного возраста является одним из ведущих факторов его успешности в обучении и установлении взаимоотношений в коллективе.
Процесс формирования самооценки начинает на ранних этапах развития ребенка под влиянием оценки его личностных качеств со стороны взрослых. К школьному возрасту ребенок с нормой развития уже способен самостоятельно давать оценку собственным поступкам, действиям и поведению, а также самому себе (внешнему виды, знаниям и умениям и т.д.). Очень часто в период школьного детства, у ребенка может наблюдаться расхождение между личной самооценкой и оценкой со стороны окружающих. В том случае, если самооценка ребенка в данном случае выше, чем его оценивают окружающие, то это может послужить стимулом для развития индивидуальности ребенка. Однако возможно и отрицательное развитие событий, когда такое расхождение приводит к возникновению у ребенка эффекта неадекватности. В этом случае ребенок нуждается в серьезной индивидуальной коррекционной помощи.
Таким образом, самооценка ребенка младшего школьного возраста представляет собой результат длительного и сложного процесса, в котором взаимодействуют разнообразные факторы ее формирования (оценка окружающих, анализ своего поведения, поступков, успехов и неудач и т.д.).
Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития самооценки ребенка
Средства массовой информации (СМИ) – это учреждения, которые созданы для осуществления публичной и открытой передачи информации посредством использования специальных технических инструментов большому количеству лиц.
К СМИ относятся: печатные издания, электронные источники и информационные агентства.
Основными функциями СМИ являются::
- коммуникативная,
- организаторская,
- идеологическая,
- культурно-образовательная,
- рекламная,
- справочная,
- рекреативная.
Отличительной особенностью современных СМИ является то, что они очень красочные, способны охватить большое количество людей одновременно и воздействовать на их сознание. То есть, по своей сути, они являются мощным средством коммуникации и воздействия на человека.
Современные дети существуют в условиях медаитизированном пространстве, а особое влияние на их неокрепшую психику и разум оказывает Интернет. Особо необходимо отметить одну из негативных сторон сети Интернет – это то, что практически невозможно проконтролировать какую информацию получает ребенок.
Интернет «навязывает» детям определенные образы и модели поведения, что негативно может сказаться на самооценке ребенка младшего школьного возраста. Так, если ранее была сформирована четкая образ-модель ребенка, которая пропагандировалась детям посредством печатных изданий и телевизионных передач, то в настоящее время в СМИ пропагандируется идентичность и индивидуальность. В этой связи дети стремятся выразить себя всеми возможными и доступными для них способами. Порой средства и способы выражения себя и своей индивидуальности противоречат не только установленным нормам морали и нравственности, но и законодательству.
В случае, если ребенок в силу каких-либо обстоятельств не способен выразить свою индивидуальность, не способен удивить своих сверстников, проявить себя и свои способности, то это негативно сказывается на его самооценке (заниженная самооценка). И напротив, если ребенок может выразить себя и свои способности неординарным способом, а затем и продемонстрировать его в сети Интернет, то это может сказаться как положительно (адекватная самооценка), так и отрицательно (завышенная самооценка).
Тенденция подачи в СМИ различных материалов свидетельствует о том, что происходит «смешение» различных жанров, стирание граней между вымышленными и реальными событиями. В силу своего возраста дети не способны отличить реальные и вымышленные события, в результате чего у них формируется неверная картина мира и восприятия самого себе в нем. Все это, соответственно, сказывается и на процессе формирования самооценки у ребенка младшего школьного возраста.
В настоящее время увеличилось количество родителей, которые начали осознавать негативное воздействие СМИ на психику ребенка и формирование у него самооценки. В этой связи большинство родителей берут под контроль просмотр передач на телевидении, компьютерные игр, Интернет и телефоны. Современные дети считают это все обыденным и привычным, поэтому крайне сложно контролировать и ограничивать ребенка в привычных для него веща. Важно организовать систематическую и последовательную работу. Только в этом случае можно достичь желаемого результата.