Самооценка — это степень оценивания индивидом самого себя, собственных положительных и отрицательных качеств, она представляет собой часть Я-концепции.
Понятие самооценки
Психологи рассматривают категорию «самооценка» как систему представлений человека о себе самом. Как правило, она формируется на основании сравнения себя с окружающими людьми. Данные представления имеют огромное значение в создании образа собственного «Я» (так называемой Я-концепции).
Сознательно или неосознанно, любой человек всегда сравнивает себя с другими, оценивая с точки зрения «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оценке подвергаются, в первую очередь важные качества, имеющие значение для общества. Так, для молодых людей дворянского сословия первой четверти прошлого века нормой было рассуждать, кто лучше или хуже танцует мазурку. Для современной молодежи это качество потеряло свое значение, поэтому и не оценивается.
Основной самооценки являются социально значимые ценности. Без них человек не способен осознать себя личностью, которая достойна уважения в соответствующем обществе в определенное время.
Проводить оценку себя можно по-разному. Иногда бывают периоды, когда индивид доволен собой и нравится сам себе, а в другое время определенные поступки могут заставить переживать острое недовольство, а человек начинает заниматься самобичеванием. Самооценка представляет собой часть самосознания личности в виде устойчивого образования. Оно может меняться, но не зависит от отношения к себе в определенной ситуации. Напротив, самооценка способна корректировать данное отношение. Например, если у человека высокое мнение о себе, то он скажет: «Как я мог таким образом поступить, ведь это мне не присуще». Далее он постарается забыть о промахе. У человека с низкой самооценкой внимание будет заостряться на ошибках. Он будет долгое время ругать себя за них, думая о том, что «он по жизни неудачник, который толком не умеет ничего».
Факторы самооценки
Неадекватная самооценка, по мнению психологов, — это всегда плохо. Она способна создавать дискомфорт и проблемы для самого человека и для его окружения. Тем не менее, винить его в неправильном представлении о себе, не всегда правильно. Самооценка формируется под воздействием нескольких факторов.
Основа самооценки закладывается в детстве. Это происходит в тот момент, когда ребенок начинает осознавать свое «Я» путем сравнения себя с другими взрослыми людьми и детьми. Но в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок еще не может проводить адекватный анализ своих качеств и своего поведения. По этой причине формирование оценочной сферы полностью осуществляется под воздействием взрослых.
Среди неправильных действий взрослых, которые могут дать толчок развитию неадекватной самооценки, необходимо выделить:
- Несправедливость (чрезмерность) наказаний;
- Необоснованная или очень частая похвала;
- Постоянное сравнивание с другими детьми в негативном ключе для отражения слабостей, неумений, непослушания;
- Гиперопека, положение любимчика в школе;
- Акцент внимания ребенка на его промахах и неудачах.
Детские психологи считают, что больше пользы приносит похвала и поощрение в целом, чем постоянные выговоры и наказания. Дело в том, что негативные эмоции любой человек, особенно ребенок, переживает более сильно, чем позитивные. Даже неприятные ощущения будут дольше храниться в памяти и сильнее влиять на человеческое поведение. Это сложилось в процессе эволюционного развития.
Мнение окружающих людей очень сильно воздействует на становление и развитие самооценки взрослого человека. Особенно это касается отношения социально значимых людей, мнение которых имеет большую важность.
Еще один фактор формирования самооценки представлен личностными факторами. На развитие самооценки воздействуют индивидуальные особенности человека, включая его своеобразие эмоций, темперамент, характер. Индивид с чувствительной психикой будет больше переживать по поводу своих неудач и оценок других людей, чем менее эмоциональные люди.
Человек с преобладающими чертами меланхолика склонен расстраиваться даже из-за небольшого случайного замечания. Он надолго его запомнит. Флегматики, как правило, даже не обращают внимания на замечания. Замкнутый и нелюдимый интроверт переживает из-за оценок окружающих меньше, чем общительный экстраверт. С другой стороны, экстраверты по причине склонности к демонстративному поведению всегда страдают от завышенной самооценки. Люди, которые избегают общения и предпочитают одиночество, нередко считают себя выше, чем другие. Они презирают окружающих людей и считают их недостойными общения с ними.
Таким образом, индивидуальные особенности личности всегда влияют на формирование самооценки. Тем не менее, ее вектор задается, прежде всего, социальной средой. Существуют и другие важные факторы, связанные с оценкой человеком своего «Я». Все они могут быть подвергнуты коррекции.
Коррекция самооценки в процессе становления личности
Возможность измененить свою самооценку в сторону более адекватного отношения к себе волнует многих людей. Особенно это присуще для зрелой личности и уже казалось бы состоявшихся людей. В этот период человек начинает понимать, что неправильная оценка собственных возможностей и сил помешает достичь успеха и негативно отразится на отношениях с окружающими.
Самооценка поддается даже самостоятельной коррекции. Но в особо запущенных ситуациях все-таки необходима помощь специалиста (психотерапевта или психолога-консультанта). Но проще всего заняться повышением самооценки, чем снижением неадекватно завышенной самооценки. Точнее, существуют условия, при которых самооценка снижается, но, как правило, они неприятны и даже травмируют личность. Если же человек осознает, что у него неадекватно завышенная самооценка, то он может посмотреть на себя критически. Следовательно, не такая уж и завышенная у него самооценка. В любом случае, такой человек уже на верном пути.
Существует множество советов по коррекции и повышению самооценки. В первую очередь человеку необходимо разобраться, в какой сфере он себя недооценивает. Надо определить то, что больше всего в себе не устраивает или то, чего ему не хватает для роста уважения к себе.