Групповая деятельность — это одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества, представляющая собой процесс сотрудничества детей в небольшой группе, нацеленного на достижение единых целей, субъективно важных для каждого участника такой группы.
Особенности групповой работы в начальной школе
В условиях начальной школы особое внимание необходимо уделять охране и укреплению физического и психического здоровья детей, сохраняя и поддерживая их индивидуальность. Любому педагогу, который работает в системе развивающего обучения, необходимо стремиться воспитать ученика, умеющего учиться. У него должно быть стремление обучить младших школьников умению спорить, отстаивать собственную точку зрения, задавать вопросы, проявлять инициативу в получении новых знаний.
Умение учиться представляет собой новообразование, которое в первую очередь связано с освоением групповых форм деятельности. Психологами давно выявлено, что основа самостоятельного мышления и познавательной активности детей — это не индивидуальная работа под руководством педагога, а сотрудничество в группах детей, работающих вместе.
Групповые формы деятельности помогают обеспечить и развивать общение младших школьников. Благодаря им растет глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учеников. В группах меняется характер взаимоотношений, поскольку приобретается теплота и исчезает безразличие.
Групповая работа способствует сплоченности класса. Если она растет, то дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. В этом процессе возникает и самокритичность, в соответствии с которой младшие школьники более точно оценивают собственные возможности и лучше себя контролируют.
Они приобретают навыки, которые потребуются для жизни в обществе:
- Умение строить взаимоотношения,
- Откровенность,
- Такт,
- Умение учитывать позицию других людей.
Деятельность в малых группах предназначена для формирования у младшего школьника интереса к познавательным проблемам и поиска возможностей их решения. Ребенок овладевает соответствующими средствами для решения задач разной сложности. Благодаря группе познаются собственные способности и возможности, интересы и склонности к тому или иному виду деятельности.
Групповая работа формирует личностную самостоятельность. С помощью работы ы группах появляется умение делать личностные выборы в зависимости от потребностей, возможностей и сложившейся ситуации. Ребенок учится налаживать дружеские взаимоотношения и взаимодействие со сверстниками.
Организация совместных форм деятельности
Любая группа в процессе становления проходит этап конфликтных отношений, что, тем не менее, способно помочь воспитательной работе педагога. Не каждый школьник быстро и безболезненно может включиться в учебный процесс, что приводит к развитию тревожности. Такому ребенку нужно помочь путем включения его в групповую работу.
Групповые форм работы влияют на качество общения по следующим причинам:
- Эмоциональная поддержка, без которой многие школьники не способны добровольно включаться в общение;
- Возможность самоутверждения в ходе участия в конструктивных спорах с товарищами;
- Опыт выполнения рефлексивных функций педагога, составляющих основу умения общаться.
Выстраивая учебное сотрудничество детей, важно учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не существовало. По этой причине она должна культивироваться с такой же тщательностью, что и любой другой навык.
Важный этап работы учителя представлен формированием младших школьников в группу. Их нужно объединить с учетом личных склонностей или интересов. Замечено, что самому слабому школьнику необходим рядом не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный напарник. В группу опасно объединять двух озорников.
Если соединять детей по их желанию, то группы могут получиться с разным уровнем знаний. В этой ситуации начинаются обиды и разочарования, вплоть до потери желания работать в группе. Руководить классной работой, где соседствуют сильные и слабые группы, педагогам сложнее.
Для эффективной работы в каждой группе должен присутствовать организатор (капитан, руководитель). Такими капитанами назначаются школьники из числа наиболее способных учащихся. Далее нужно отобрать 4-5 человек, имеющих примерно одинаковый уровень знаний (в соответствии с количеством учеников в группе). Каждый капитан должен выбрать к себе в группу одного из этих учеников. Этот алгоритм действий повторяется, пока все дети не будут распределены по группам. Так, происходит распределение сильных и слабых учеников между группами, при этом получаются равные по силье группы.
Для срабатывания групп нужно провести минимум 5-6 занятий. После этого есть возможность переформировать группы для получения детьми опыта сотрудничества с разными партнерами.
Особенности групповой работы младших школьников
Работа в группах для совершенствования общения предполагает нетрадиционное размещения рабочих мест младших школьников в классе. Для парной работы удобными считаются обычные ряды. Для групповой работы парты необходимо поставить таким образом, чтобы каждый ученик видел своих собеседников.
Роли в группе могут быть распределены следующим образом: организатор (ответственность за работу группы в целом), спикер (выступление с готовым решением), секретарь (запись высказанных идей и решений), критик (высказывание противоположной позиции), контролер (проверка принятого решения).
При организации групповой работы нельзя принуждать к общению школьников, которые не хотят вместе работать. Можно разрешить сесть в другое место тому школьнику, который предпочитает работать в другой группе. Групповая работа должна длиться не более 15-20 минут в 1-2 классе, не более 20-30 минут в 3-4 классе.
В классе нельзя требовать тишины, поскольку в ходе общения детям необходимо обмениваться мнениями. Это поможет более эффективно представить «продукт» совместного труда. Учитель может предусмотреть условный сигнал, который покажет превышение допустимого уровня шума (например, звон колокольчика).