Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние групповых форм деятельности на качество общения младших школьников со сверстниками

Определение 1

Групповая деятельность — это одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества, представляющая собой процесс сотрудничества детей в небольшой группе, нацеленного на достижение единых целей, субъективно важных для каждого участника такой группы.

Особенности групповой работы в начальной школе

В условиях начальной школы особое внимание необходимо уделять охране и укреплению физического и психического здоровья детей, сохраняя и поддерживая их индивидуальность. Любому педагогу, который работает в системе развивающего обучения, необходимо стремиться воспитать ученика, умеющего учиться. У него должно быть стремление обучить младших школьников умению спорить, отстаивать собственную точку зрения, задавать вопросы, проявлять инициативу в получении новых знаний.

Умение учиться представляет собой новообразование, которое в первую очередь связано с освоением групповых форм деятельности. Психологами давно выявлено, что основа самостоятельного мышления и познавательной активности детей — это не индивидуальная работа под руководством педагога, а сотрудничество в группах детей, работающих вместе.

Групповые формы деятельности помогают обеспечить и развивать общение младших школьников. Благодаря им растет глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учеников. В группах меняется характер взаимоотношений, поскольку приобретается теплота и исчезает безразличие.

Групповая работа способствует сплоченности класса. Если она растет, то дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. В этом процессе возникает и самокритичность, в соответствии с которой младшие школьники более точно оценивают собственные возможности и лучше себя контролируют.

Они приобретают навыки, которые потребуются для жизни в обществе:

«Влияние групповых форм деятельности на качество общения младших школьников со сверстниками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Умение строить взаимоотношения,
  • Откровенность,
  • Такт,
  • Умение учитывать позицию других людей.

Деятельность в малых группах предназначена для формирования у младшего школьника интереса к познавательным проблемам и поиска возможностей их решения. Ребенок овладевает соответствующими средствами для решения задач разной сложности. Благодаря группе познаются собственные способности и возможности, интересы и склонности к тому или иному виду деятельности.

Групповая работа формирует личностную самостоятельность. С помощью работы ы группах появляется умение делать личностные выборы в зависимости от потребностей, возможностей и сложившейся ситуации. Ребенок учится налаживать дружеские взаимоотношения и взаимодействие со сверстниками.

Организация совместных форм деятельности

Любая группа в процессе становления проходит этап конфликтных отношений, что, тем не менее, способно помочь воспитательной работе педагога. Не каждый школьник быстро и безболезненно может включиться в учебный процесс, что приводит к развитию тревожности. Такому ребенку нужно помочь путем включения его в групповую работу.

Групповые форм работы влияют на качество общения по следующим причинам:

  • Эмоциональная поддержка, без которой многие школьники не способны добровольно включаться в общение;
  • Возможность самоутверждения в ходе участия в конструктивных спорах с товарищами;
  • Опыт выполнения рефлексивных функций педагога, составляющих основу умения общаться.

Выстраивая учебное сотрудничество детей, важно учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не существовало. По этой причине она должна культивироваться с такой же тщательностью, что и любой другой навык.

Важный этап работы учителя представлен формированием младших школьников в группу. Их нужно объединить с учетом личных склонностей или интересов. Замечено, что самому слабому школьнику необходим рядом не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный напарник. В группу опасно объединять двух озорников.

Если соединять детей по их желанию, то группы могут получиться с разным уровнем знаний. В этой ситуации начинаются обиды и разочарования, вплоть до потери желания работать в группе. Руководить классной работой, где соседствуют сильные и слабые группы, педагогам сложнее.

Для эффективной работы в каждой группе должен присутствовать организатор (капитан, руководитель). Такими капитанами назначаются школьники из числа наиболее способных учащихся. Далее нужно отобрать 4-5 человек, имеющих примерно одинаковый уровень знаний (в соответствии с количеством учеников в группе). Каждый капитан должен выбрать к себе в группу одного из этих учеников. Этот алгоритм действий повторяется, пока все дети не будут распределены по группам. Так, происходит распределение сильных и слабых учеников между группами, при этом получаются равные по силье группы.

Для срабатывания групп нужно провести минимум 5-6 занятий. После этого есть возможность переформировать группы для получения детьми опыта сотрудничества с разными партнерами.

Особенности групповой работы младших школьников

Работа в группах для совершенствования общения предполагает нетрадиционное размещения рабочих мест младших школьников в классе. Для парной работы удобными считаются обычные ряды. Для групповой работы парты необходимо поставить таким образом, чтобы каждый ученик видел своих собеседников.

Роли в группе могут быть распределены следующим образом: организатор (ответственность за работу группы в целом), спикер (выступление с готовым решением), секретарь (запись высказанных идей и решений), критик (высказывание противоположной позиции), контролер (проверка принятого решения).

При организации групповой работы нельзя принуждать к общению школьников, которые не хотят вместе работать. Можно разрешить сесть в другое место тому школьнику, который предпочитает работать в другой группе. Групповая работа должна длиться не более 15-20 минут в 1-2 классе, не более 20-30 минут в 3-4 классе.

В классе нельзя требовать тишины, поскольку в ходе общения детям необходимо обмениваться мнениями. Это поможет более эффективно представить «продукт» совместного труда. Учитель может предусмотреть условный сигнал, который покажет превышение допустимого уровня шума (например, звон колокольчика).

Дата последнего обновления статьи: 09.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot