Мыслительные установки — это конструкции, действующие при динамичной реализации определенных интеллектуальных позиций. Это происходит при взаимодействии с конкретными значимыми объектами путем актуализации и развития укоренившихся в личности мыслей.
Особенности мыслительных установок
Установки мышления способны задавать характер интеллектуальных изменений объектов. Они оказывают воздействие на уровень субъективной причастности и заинтересованности, помогая погружаться в состояние мышления. Установки предназначены для запуска того или иного типа функционирования мышления. Личность проживает их экзистенциально и феноменологически, при этом происходит различное присутствие интуиции, переживаний и рефлексии.
Человек, направляемый богатым спектром установок, интеллектуально вовлечен в культуру и жизнь. Он получает способности к открытию нового и рефлексии мышления, приобретая бытийный статус Мыслителя. Разнообразные установки в их взаимодействии и единстве создают мощнейший потенциал умственного генерирования. При его реализации личность развивается с творческой стороны.
Сложные проблемы в жизни личность решает, устанавливая актуализацию и связи, меняя различные установки. Установки могут указывать на хорошо развитые функции мышления, которые оправдывают себя в процессе жизнедеятельности и прочно закрепляются в системе существенных детерминант мыслительных процессов.
Значение установок в жизни человека
Установки мышления предназначены для фиксации отношения субъекта к объектам мысли в качестве приобретших большой личный смысл и ставших «значимостями». В целом, установки способны указывать на личностные ценности, развитие которых осуществляется в мыслительной сфере.
Эффективность работы зрелой установки мышления относится следующим процессам:
- Рост степени активности мышления,
- Осуществлению сложнейшей композиции мыслительных операций,
- Интеллектуальной продуктивности,
- Высокой субъективной оценке результатов мышления.
Актуализация соответствующих установок мышления — это исходный внутриличностный момент каждого нового цикла в самостоятельной мыслительной деятельности. Этот процесс связан с выбором и принятием мысли, содержательным мотивированием мышления и потребностью в достижении интеллектуального успеха.
Устойчиво действующая система установок, имеющая интеграл в качестве установки на творчество, способна указывать на личность, которая становится активным субъектом культурной динамики. Специфика личностной установки — это объединение интенции и активности, которые концентрируются на значимом объекте.
Содержательное раскрытие мыслительных установок проявляется благодаря анализу инициированной деятельности, включая ее результаты, достигнутые в соответствующих жизненных условиях. Установка представляет собой, в первую очередь, «действие установки».
Различные виды установок мыслительной деятельности
Выделяют несколько видов мыслительных установок:
- Установка на познание,
- Установка на понимание,
- Установка на интерпретацию,
- Установка на диалог.
При реализации установки на познание происходит мысленное освоение и оперирование объектами, включая их свойства, состояния и связи. Мыслительные процессы в данном случае могут протекать сознательно или бессознательно. Они способны находиться в отношении взаимного перехода, дополнения и компенсаций.
Основная роль в познании принадлежит сознательному мышлению (абстрактно-понятийное мышление), которое называется «логическим», «дискурсивным» или «направленным».
Другая форма мыслительной активности, которая существенно влияет на жизнь и познание личности, представлена мышлением, оперирующим образными и символическими понятиями при фантазировании, воображении, творчестве.
Установка на понимание предназначена для ориентирования личности на непрерывный процесс интеллектуального обучения, освоения готового концептуального знания, воспроизведение традиций мыслительной деятельности. Активность человека здесь заключается в максимально полном «вычерпывании» нормативных значений философских и научных понятий.
Установка на интерпретацию способна направлять личность в авторском познании и понимании. Она заключается в применении того, что было ранее познано и понято в процессе объяснения жизненных фактов и нового знания. Вся жизнь, окружающие люди, собственное «Я» и культурные носители знания (например, текст, изображение) способны стать для человека неисчерпаемым источником авторских интерпретаций.
Интерпретация какой-либо реальности — это помещение ее в контекст собственного интеллектуального опыта. Чем ближе этот опыт будет находиться к уровню высокой интеллектуальной Культуры, тем более богатым будет познавательный и жизненный личностный потенциал интерпретации.
Коллективное знание, формирование которого происходит через синтез большого числа интерпретаций авторов, способен выступать как «личностное знание». Слабость установки в сфере интерпретации выражается тем, что человек предпочитает брать за основу готовые, известные, общепринятые формы мысли.
Развитие установки на диалог предполагает указание на высокую личностную ценность. Она характерна для социально-ориентированного мышления, отлаживающего совместные мыслительные действия и определяющего способность человека осуществлять интеллектуальное влияние (интеллектуальная состоятельность в культурном социуме).
Использование установки диалога предполагает поиск субъектами возможностей для того, чтобы разделить свою мыслительную деятельность с другими людьми. Ее выраженность показывает понимание личностью социокультурной природы мыслительного процесса, включая понятийное знание, ощущение присутствия окружающих людей в любых операциях и в любом продукте мышления. С ее помощью человек принимает факта влияния другого на развитие его мышления. Так появляется стремление к совершенствованию интеллектуального обмена.