По мнению Дж. Келли, человеческая познавательная деятельность начинается с группировки и анализа различных фактов реальности. Дж. Келли использует термин «конструирования» вместо термина «интерпретация». Таким образом, он утверждает, что человек конструирует реальность (то есть интерпретирует ее), создавая определенную систему конструктов, внутри которой приобретается и смысл фактов внешней среды. Именно на основе конструктов возможно прогнозирование дальнейших событий.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что важная функция психики человека состоит в исследовании реальности с целью прогнозирования дальнейших событий и контроля над своим поведением.
Конструкты и их типы
Конструкт, по Дж. Келли, это то же, что и понятие.
Научное понятие – это логическая констатация определенной связи.
Выделяется несколько свойств научного понятия:
-
Обобщение явлений,
-
Констатация связи между явлениями,
-
Возможность прогнозирования.
Личностный конструкт – конструкт, в котором содержится как сходство, так и различие его от других элементов.
По мнению Дж. Келли, личностные конструкты всегда являются биполярными, например, неустойчивый – стабильный. Пример биполярности конструктов также представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Биполярность личностных конструктов
Дж. Келли выделяют три типа конструктов:
1. Ограничительный. Характерной чертой этого конструкта является то, что он может толковать элементы только внутри него самого.
2. Констелляторный. Здесь число толкований расширяется, однако используется достаточно стереотипное мышление.
3. Пропозициональный. Особенностью этого конструкта является широкое толкование объектов.
Основные характеристики конструктов:
-
Биполярность конструкта (об этом уже было сказано выше).
-
Диапазон применимости определяет область предметов, которые могут быть описаны с помощью того или иного конструкта.
-
Индивидуальность понимания.
Система конструктов
Система конструктов может совершенствоваться в двух основных направлениях:
- По принципу определения,
- По принципу расширения.
Накопление жизненного опыта человека происходит благодаря формированию новых конструктов. Также сам характер изменения конструктов зависит от их степени проницаемости. Если конструкт проницаем, в него могут быть внесены новые дополнения. Само ядро личности представляет собой некую систему конструктов.
Тест репертуарных решеток
Для диагностики личностных конструктов применяется Тест репертуарных решеток Дж. Келли.
Этапы проведения теста:
1. Выбор исследуемой области. Элементы могут варьироваться в зависимости от задачи исследования. Это может быть конкретный набор объектов (имена реальных людей, литературных героев, названия предметов, рисунки), ролевой список либо любой другой перечень элементов, составленный в ходе обсуждаемой с испытуемым темы. Количество элементов не должно быть меньше 8 и больше 25.
2. Актуализация конструктов. Из репертуарного набора выбирают три элемента (например, Я, брат, начальник). В каждой тройке выделяются два сходных объекта; называется признак, по которому они схожи. Затем называется третий объект и признак, по которому он отличается от первых двух.
Если элементов мало, то можно брать все тройки, учитывая, что после 30 троек редко появляются новые конструкты. Параметры, по которым сравниваются и различаются элементы, и являются полюсами конструкта.
Таким образом, здесь можно судить о разнообразии конструктов и субъективном взгляде человека; также о некой доле его межличностных отношений при условии использования реальных имен и конструктов.
Рисунок 2. Репертуарная решетка