Тренинг личностного роста – это система занятий и упражнений, которые направлены на обретение и совершенствование индивидуальных качеств, способствующих успеху человека.
Понятие и особенности развития творческих способностей
Авторитетный американский психолог А. Маслоу рассматривал творческую направленность как врожденную. Он считал, что она характерна для любого человека, но утрачивается большинством людей под влиянием среды.
Творчество представляет собой деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. В соответствии со своей сути творчество — это культурно-историческое явление, имеющее психологический личностный и процессуальный аспект.
Для творчества необходимо наличие определенных способностей, мотивов, знаний и умений. Благодаря им человек создает продукт, который отличается уникальностью, новизной и оригинальностью.
Как и любая другая способность, творчество связано с психофизиологическими задатками, которые представляют собой особенности нервной системы человека. Они включают активность правого полушария, высокую скорость нервных процессов, устойчивость и силу процессов возбуждения и торможения.
Творческие способности нельзя сводить только к врожденным качествам, они не могут считаться особым даром, который получен от природы или послан свыше. Основой креативности является развитие и активные, упорные действия человека. Основная сфера, где проявляются творческие способности, представлена интеллектуальной сферой. Так, для креативного человека присуще в большей мере особенное мышление, которое отличается от стандартного (например, логического мышления). Ученые-психологи назвали такое мышление нешаблонным (дивергентным, латеральным, критическим).
Для творческого мышления характерна гибкость (быстрое переключение с одной проблемы на другую, возможность отказаться от неэффективного решения, поиск новых путей и подходов), смещение фокуса восприятия (взгляд на объект под другим углом, ракурсом), ассоциативность.
Творческое мышление часто противопоставляют логическому, при этом в реальности они дополняют, а не исключают друг друга. Когда не развито рациональное логическое мышление, даже самый гениальный план часто остается на уровне задумки.
Роль тренингов в развитии личности
Условия современности формируют новые возможности для саморазвития и самореализации личности. Это предопределило рост количества лиц, обладающих ярко выраженной потребностью в самореализации.
В течение всей жизни, человек, как правило, стремится к непрерывному развитию, для чего приобретает способность управлять текущими событиями, воспринимая всю полноту жизни, работая над собой и вырабатывая у себя необходимые качества.
Исследование сути и природы самореализации, анализ условий для стимуляции людей к самореализации, являются актуальной проблемой в педагогической теории и практике. Для развития творческих способностей в современном мире стали очень популярными тренинги личностного роста. Они помогают развивать и реализовать потенциал человека.
Тренинг личностного роста может повлиять на максимальное использование своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности. Он имеет целью решение нескольких задач:
- Развитие адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции самооценки;
- Появление умения и потребности в познании других людей, включая гуманистическое отношение к ним;
- Формирование жизненных планов и коррекция ценностных ориентаций;
- Развитие эмоциональной устойчивости в трудных жизненных ситуациях;
- Развитие умения справляться с жизненными трудностями;
- Формирование профессионально значимых качеств и умений практического психолога и др.
Тренинг развития креативности и творческих способностей
Различные тренинги, которые активизируют и развивают творческий потенциал, проводятся в игровой форме. В первую очередь, это связано с особенностями творческого мышления, для «включения» которого необходимо поставить перед человеком нестандартную задачу, заставляя его отвлекаться от обыденности и отказываться от примитивного мышления.
Для творческих тренингов личностного роста чаще всего психологи используют игру. Она имеет несколько преимуществ:
- Снятие напряжения и снижение тревожности (участники чувствуют себя более свободно, не боятся ошибки);
- Получение энергетической подпитки, массы положительных эмоций и повышение тонуса;
- Формирование важных качеств, включая умение работать в группах, отстаивание своей позиции, установку социальных контактов и др.
Психологи разрабатывают программы тренингов, в основу которых закладывают идею личностного роста. Для определения самореализационного потенциала необходимо осуществить исследование:
- личностных характеристик человека,
- самоактуализационного потенциала,
- уровня субъективного контроля, мотивации достижения,
- ценностей и смысла жизненных ориентаций.
Отмечено, что после прохождения тренинга многие личностные характеристики, включая общительность, независимость, эмоциональность и самоуверенность, проявляются в большей мере. Человек становится более открытым, доброжелательным, уверенным в себе и в собственных решениях. Он начинает чаще проявлять готовность сотрудничать с другими людьми.
Тренинги личностного роста способствуют росту самореализационного потенциала. Это проявляется через большую осмысленность жизни, изменение многих личностных характеристик, базовых ценностей и рост числа испытуемых, у которых появляется мотивация на успех.
Исходя из этого, такие тренинги психологи часто используют в работе со старшеклассниками и студентами. Это необходимо для повышения их самореализационного потенциала, расширения возможностей личностной самореализации. Прохождение тренинга положительно отражается на развитии творческого потенциала.