Психологическая адаптация ребенка к школе
Под психологической адаптацией можно понимать психологическую включенность личности в системы социальных, социально-психологических и деятельностных отношений и связей.
Психологическая адаптация ребенка – это разноплановое и многоуровневое явление, затрагивающее его индивидуальные особенности, все стороны его жизни, разные типы деятельности, в которые он непосредственно включен.
С началом обучения в школе, в период процесса адаптации происходит значительная психологическая перестройка: смена ведущей деятельности и социальной ситуации, системы отношений со взрослыми и сверстниками.
При переходе к школьному обучению у учеников первого класса постепенно складываются ключевые элементы учебной деятельности, возрастает самостоятельность в учебе и в ежедневной жизни, перестраиваются эмоционально-волевая и познавательно-мотивационная сферы.
Этап адаптации требует от учеников первого класса значимого физического и умственного напряжения, высокого уровня умственной работоспособности, умения устанавливать и поддерживать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной деятельности.
В современной практике приоритетными являются три компонента:
- личностная готовность. Свидетельствует о том, хочет ли ребенок обучаться, ходить в школу, определять новые уровни отношений сотрудничества со сверстниками, осуществлять другие потребности в контексте общественно важной деятельности;
- наличие мотивации и воли. Коррелирует со способностью держать под контролем действия и поступки усилием воли, слушать, вникать и понимать в указания педагога, работать в границах правил, удерживать внимание на необходимый отрезок времени;
- общий интеллектуальный уровень. Интерпретируется уровнем познавательного формирования, возможностью усваивать новые объективные знания, разграничивать отдельные стороны предмета, уметь сформировывать свое мнение, сопоставлять, обобщать, проявлять другую умственную активность.
Основные проблемы адаптации ребенка к школе
Начало систематического обучения в школе проявляется ситуацией стресса в жизни ребенка, так как сопряжено с потребностью адаптироваться к новым микросоциальным обстоятельствам.
Данный процесс сопровождается различными сдвигами в функциональном состоянии и в существенной мере затрагивает психоэмоциональную область.
Специалисты выделяют следующие основные проблемы, встречающиеся при работе с первоклассниками.
Дисциплина. Основная сложность, с которой встречаются дети в школе – это требования установленной дисциплины. Они в той или другой степени лишаются свободы действий. Уроки главным образом проходят по 40 минут, но для ребенка это довольно долго. Необходимо находиться на одном месте, нельзя беседовать с соседом по парте, с педагогом можно заговорить исключительно с его разрешения, когда молчат другие (в представленном эпизоде речь идет о традиционной системе обучения).
Для того чтобы сформировать усидчивость и дисциплину, в процесс обучения необходимо вводить занятия, которые дают возможность одновременно поиграть и поработать с ребенком, но в тоже время это уже не подвижная игра, а интеллектуальная, которая приучает ребенка к определенной выдержке, дисциплине, формирует умение спокойно сидеть на месте.
Формирование ответственности. В школе дисциплина и ответственность идут бок о бок и выступают важными условиями, от которых зависит эффективная адаптация. Ответственность значительно важнее, чем дисциплина, так как она характеризует не только адаптацию ребенка в первом классе, но и последующую адаптацию человека в жизни. Нет сомнений, что начиная заниматься с ребенком, формируя у него личную ответственность, можно сформировать основу зрелой личности. Выделяют два типа ответственности:
принятие ответственности на себя. Человек полагает, что от него самого находятся в зависимости его поражения и победы, и их причины ищет в себе. перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек полагает, что его успехи и неудачи находятся в зависимости от других людей – родителей, преподавателей или же от обстоятельств, ситуаций. Он никогда не станет отыскивать причину в себе.
Безусловно, ответственность невозможно сформировать у ребенка за первый месяц обучения в школе. Необходимо постепенно внушать ребенку, что в его жизни все зависит исключительно от него; таким образом, он приобретет уверенность в себе.
Очевидно, что педагог должен предоставлять ребенку свободу в принятии решений. Если педагог будет все решать за него, то от ребенка невозможно требовать ответственности. Автономность и ответственность, самостоятельность личности тесным образом связаны между собой, из этого вытекает потребность как можно чаще давать ребенку свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на ответственность за свои поступки. Первоклассник также должен знать, что безответственность ведет к неблагоприятным следствиям.
Речевое и эмоциональное общение. В школе без эмоциональной помощи со стороны родителей и без их подсказки о том, что необходимо сказать («спасибо», «благодарю», «можно задать вопрос» и др.) ребенку приходится трудно. В той или другой ситуации родители должны напоминать ребенку, что он должен брать ответственность за собственную речь и точно ее организовывать, чтобы выстроить отношения с педагогом и сверстниками. Ребенок пока несознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует данные стили, исходя из своих возможностей воли и обусловленной социальной смелости.
Для эффективного решения данных проблем педагогу нужно постоянно создавать ребенку на уроке ситуации успеха, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками, а руководство деятельностью детей первого года обучения в школе нужно осуществлять, обширно применяя (в особенности в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным использованием школьных методов